ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

 

И.М. Бортник, профессор, генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

 

Я поездил по малым инновационным предприятиям Новосибирска и ближайших к Новосибирску мест и убедился, что о проблемах становления малого инновационного предпринимательства здесь всё знают, все проблемы видят и пытаются их решать, в том числе через технологический парк, который организуется в Новосибирске.

Если посмотреть на типичный инновационный процесс, то проблем здесь сегодня много и главная, конечно, -- недостаток финансирования. Вместе с тем, структуры на первых двух начальных этапах, за которые, в основном, отвечают институты Академии наук и вузы, сохранились. Совсем плохо с институтами промышленности, здесь хорошо, если сохранились они сами. Сократившись во много раз, как-то сохранились и финансирующие организации, даже появились новые финансирующие структуры -- РФФИ, РГНФ и другие фонды. Основные проблемы начинаются, если мы говорим о инновационном процессе, с началом производства. Банки иногда появляются на этой стадии, но далеко не всегда вкладывают деньги в развитие производства. Сегодня они могут делать деньги гораздо проще на каких-то других, не связанных с производством операциях.

Главная идея создания Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который формировало Министерство науки, Борис Георгиевич Салтыков лично, была в оказании содействия той части инновационного процесса, которая начинается с разработок и заканчивается развитием производства. Вместе с тем, учитывая, что по положению Фонд начал работать только на возвратной основе, здесь тоже не хотели рисковать, и проекты отбирались ближе к конечным стадиям, где легче возвращаются средства и меньше риска. Когда отбирались первые проекты в Новосибирске, из предлагаемых технологий помощь была оказана фирме "Эконова". С ней было проще потому, что у нее все было уже в деле. Не самой фирмой, но с использованием мощностей Института ядерной физики и других институтов СО РАН, уже производились хроматографы. И поэтому, естественно, Фонд с этим предприятием не имел никаких проблем. Конечно, вернули все деньги и вот здесь на семинаре демонстрируется этот прибор.

Если говорить об общей структуре, которая строится в России в рамках единой государственной научно-технической политики, конечно, малое инновационное предпринимательство -- это не панацея, не спасение науки, это совершенно ясно и совершенно справедливо указано в Доктрине развития российской науки, которая здесь раздавалась. Там перечислены направления развития науки в России, указана роль государства в их поддержке. В этом ряду малое инновационное предпринимательство совершенно справедливо занимает по порядку пятое место, то есть, это не магистральное направление науки, и даже в инновационном процессе. Крупный инновационный процесс двигается серьезными фирмами, институтами промышленности. Но малые инновационные фирмы -- это тот инструмент, который позволяет очень быстро показать обществу, что от науки есть результат. Показать, что наука работает на человека, общество. При этом, показать не на уровне ученых и специалистов, не на уровне правительства, а на уровне простых, обычных людей, которые могут ощутить эффект на себе, как от деятельности "куриного короля" в Новосибирске. Он завален письмами и заказами потому, что делает инкубаторы на 65 яиц, у него два новых патента и 100%-й выход цыплят. Поэтому народ к нему идет, он явно видит пользу от такого инновационного малого предпринимательства.

Это очень быстрый процесс. Всё можно сделать в течение года. От фундаментальной науки обязательно будет, и гораздо больший, эффект, но спустя 10, 20 лет и то его не так просто считать, как и от космоса. А вот от этих вещей эффект можно показать очень быстро.

Одна из проблем малого инновационного предпринимательства, даже при взаимодействии с нашим Фондом, это то, что в инвестициях мы стараемся отодвинуться к конечной стадии процесса, чтобы не подвергаться большой критике за малый возврат. Вместе с тем РФФИ и многие региональные фонды могут работать на более ранних стадиях потому, что они фундаментальны. В РФФИ думают над этим, и мы подписали соглашение, пытаемся работать совместно, чтобы как-то стараться решить проблему, которая возникает у малых инновационных предприятий инкубационного уровня, когда нужно вложиться, но деньги не возвращаются быстро, но года через три они пойдут. Не через 20, а через три. Миннауки формировало постепенно некоторые инновационные программы, надеюсь, ГКНТ теперь это продолжит, но все-таки остается пока слабая поддержка начальных инкубационных стадий малых предприятий.

Что мы называем малым инновационным предприятием? Малые, потому, что малые фирмы, а инновационные -- это, когда фирма начинает создавать и реализовывать населению товар, продукт, базирующийся на интеллектуальной собственности, на одном из видов существующей интеллектуальной собственности. Это может быть патент, "ноу-хау", полезная модель, товарный знак, программный продукт и т.п. У нас семь видов интеллектуальной собственности, защищаемой соответствующим образом. Поэтому, у нас основное формальное требование для получения поддержки Фонда -- заявитель должен показать в своих документах, что у него есть интеллектуальная собственность, одна из форм собственной или благоприобретенная. Купленная на законной основе и оформленная.

Если фирма пытается начать производство товара на этой базе, то какие у нее проблемы? Нужны деньги, нужны площади. Люди у нее свои, материалы она тоже купит, так что, в основном, все сводится к площадям и деньгам. Площади часто есть, но они должны использоваться на разумных основаниях и в том месте, где можно организовывать производство. Вот ГНЦ "Вектор". Это крупное предприятие и инновационный центр. На его базе малые предприятия производят широкий спектр товаров от мелков до сложных биотехнологических продуктов. Некоторые проекты наш Фонд поддерживает. Фирмы сидят на площадях, находящихся в очень плохом состоянии. Помещения самого "Вектора", конечно, прекрасные. А то, что взяли эти фирмы на "Векторе", складские помещения. Спрашиваю, почему сидите в грязи? "Не наше", -- говорят, -- "мы готовы вложиться, если нам помогут, но у нас нет достаточно серьезной уверенности, что нас не попросят съехать". Поэтому для МП важна проблема уверенного обладания площадями (это не означает приобретение этих площадей в собственность), и, конечно, эти площади должны подходить под данное технологическое производство.

В этом плане важен корпус на НПО "Север" (Новосибирск), площадью около 6 тысяч квадратных метров, который предлагается под технопарк. Я контактировал со многими малыми предприятиями, им нужны производственные площади, ну немножко офисные. Им нужно либо выезжать с места предыдущего производства, либо расширять свое производство до сотни, реже до тысячи квадратных метров. Но им нужно и чтобы они знали, что площади у них не отнимут. В этом смысле, конечно, хорошо, что за этим предложением в Новосибирске стоит администрация. Малые предприятия хотят видеть партнера в лице государственных структур, чтобы у них была уверенность, что это не какие-то хапуги или еще кто-то, кто просто хочет на них делать деньги. В России мы имеем хорошие примеры в Санкт-Петербурге (см. доклад А.А. Фурсенко) и в Москве, одна точка на базе научного парка МГУ, где уже 31 инновационная фирма работает, и на базе ГНВЦИ, где под это дело сейчас отдали корпус 4,5 тысячи квадратных метров (см. доклад В.Б. Козлова). В Санкт-Петербургском университете также корпус в 3 тысячи квадратных метров отдают под размещение таких фирм.

Региональный фонд научно-технического развития г. Санкт-Петербурга (А.А. Фурсенко) ставил вопрос, что нужно, чтобы кто-то в той структуре, которая создается, вкладывал в ту обязательную часть -- информационное обеспечение, подготовка бизнес-плана, организация связи -- и еще во что-то, что не приносит прибыли в чистом виде, но что действительно должно поддерживаться на инкубационной стадии. Хотя решением Наблюдательного совета Фонда определено, что Фонд должен поддерживать только тех, кто уже живет, Фонд готов поддержать (эта позиция согласована с Наблюдательным советом и с Министерством или теперь с ГКНТ) в этом году программу реконструкции примерно 12 тысяч квадратных метров, или до 15, если нам повезет, площадей за счет государственного бюджета, при условии, что эти площади попадают вот в такое уверенное распоряжение производящих малых предприятий. Эти площади расположены в четырех регионах России, и Фонд при этом может вложить до двухсот долларов на квадратный метр реконструируемой площади, при условии, что после этого те малые предприятия, которые туда въезжают, сами будут нести расходы за содержание этих площадей.

Учитывая, что мы никак не можем по условиям функционирования Фонда войти в финансирование каких-то проектов на невозвратной основе, в таких процессах могут участвовать и РФФИ, и ГКНТ, и Фонд технологического развития, и еще кто-то. В этом смысле очень хороший симбиоз сложился в Санкт-Петербурге на корпусе "Светланы". Там есть средства, идущие от Миннауки (ГКНТ) для поддержания реконструкции части, связанной с чисто инкубационными стадиями, там Фонд технологического развития поддерживает проекты с небольшой оборачиваемостью, так как наш Фонд не поддерживает пока проекты больше одного года. В этом смысле и Миннауки, и Фонд технологического развития, и наш Фонд действуют в рамках, будем говорить, свойственной им ниши. ствовать и РФФИ, и ГКНТ, и Фонд технологического развития, и еще кто-то. В этом смысле очень хороший симбиоз сложился в Санкт-Петербурге на корпусе "Светланы". Там есть средства, идущие от Миннауки (ГКНТ) для поддержания реконструкции части, связанной с чисто инкубационными стадиями, там Фонд технологического развития поддерживает проекты с небольшой оборачиваемостью, так как наш Фонд не поддерживает пока проекты больше одного года. В этом смысле и Миннауки, и Фонд технологического развития, и наш Фонд действуют в рамках, будем говорить, свойственной им ниши.

Проблема, связанная с площадями, должна быть в том числе и удобно решаема для самих клиентов. Все чаще я встречаюсь с руководителями малых фирм, которые говорят: "Вы знаете -- это нам далеко. Это нам неудобно. У нас здесь может быть несовместимость по технологическому процессу с нашим клиентом, с партнером, соседом". Когда Немцов, нижегородский губернатор, предлагает огромные корпуса, остающиеся от бывшей оборонки, малым предприятиям и организует там свободную зону, эти огромные корпуса надо отопить, и они достаточно далеко от города. Когда я на следующий день встречался с нижегородскими малыми предприятиями, они говорят: "Нам это неудобно, и, потом, мы работаем только на внутренний рынок, нам не нужны свободные зоны, связанные с внешним рынком". Поэтому нужно сделать так, чтобы они сами туда пошли, учитывая, что им потом платить за содержание этих площадей.

Этот конкретный пример я взял, чтобы на нем проиллюстрировать ситуацию для других регионов, если на будущий год опять будут обсуждаться 12-15 тысяч квадратных метров, в которые мы можем вложиться по регионам России. Это примерно 3, ну, может, 4 тысячи квадратных метров в каждом регионе, куда мы можем как Фонд вкладывать 200 долларов в квадратный метр. У нас все-таки довольно ограниченные ресурсы и если в каком-нибудь таком здании, на 11 этажей условно, 3, 4, 5 этажей могут быть отведены под реально действующие фирмы, которые сами будут содержать потом эти площади, платить за тепло, за газ, за электричество, за охрану, за вывоз мусора, за все, что угодно, тогда этим клиентам мы готовы помочь привести в порядок эти площади, вложиться в реконструкцию. Ну а какие-то другие дольщики могут вложиться в другие шесть или сколько там останется этажей.

Конечно, вторая основная проблема, может, она и главная -- это деньги. Малым предприятиям дают не просто бюджетные деньги, а кредиты. Даже уже для работающего малого предприятия не по силам банковские кредиты, когда берут вроде бы под маленькие проценты, потом пошли, пошли, попадают уже в 200%, и они не успевают отслеживать проценты и за них расплачиваться. Поэтому проблема в очень высоких кредитных ставках, которые сегодня есть, в том числе и валютных 30%, которые вы нигде не возьмете. Наш опыт анализа взаимодействия с малыми предприятиями показывает, что если мы говорим о рублевых кредитах, даже сегодня, когда инфляция падает, 30%, кому-то, может, и 50% годовых -- это приемлемые ставки. В основном 30% -- это нормальная, приемлемая рублевая ставка, которая позволяет им нормально существовать.

В газете "Поиск" мы давали объявление, что готовы финансировать поисковые исследования в интересах малых предприятий потому, что сами малые предприятия не могут финансировать поисковые исследования. В какой-то степени я перехожу к третьей проблеме малого предпринимательства. Когда они все уходили или просто формировались в пределах существующей научной структуры, оставаясь на ее площадях, но становясь уже самостоятельными структурами, они уходили с интеллектуальной собственностью, созданной за счет государства. Легально они ее взяли, законно или незаконно оформили, но эта интеллектуальная собственность создавалась за счет бюджета. Но сегодня бюджет в эти малые формы на создание интеллектуальной собственности денег не дает, да и честно говоря, по характеру их деятельности они не способны на создание серьезной интеллектуальной собственности, основанной на новом принципиальном решении. Поэтому они ощущают необходимость в задельных работах, прекрасно понимая, что они не удержатся на рынке, не создавая новые технологии, живя только на старом багаже. Им нужны деньги не для организации работы у себя, а для финансирования работ где-то в исследовательском секторе. Потому что только там и создается настоящая задельная интеллектуальная собственность, это они прекрасно понимают.

Вот, собственно, почему мы вместе с Миннаукой и с Фондом фундаментальных исследований выступили с инициативой. Наш Фонд, хотя в связи с нашими масштабами на общей картине это сильно не сказывается, в силу своих требований финансирует только юридически самостоятельные малые формы предприятий, как бы стимулируя уход таких коллективов из институтов. Вот когда образуешься как самостоятельная форма, мы сможем финансировать, а пока ты в пределах лаборатории или кафедры, финансирование невозможно. Тогда мы пришли к такому выводу, что лучше пусть Фонд содействует тому, чтобы коллективы оставались и занимались тем делом, которым они привыкли заниматься, то есть создавали новую интеллектуальную собственность, но чтобы они ее создавали по конкретным заказам от малых предприятий, по их техническому заданию. В какой-то степени мы пытаемся вернуться к старому механизму внедрения, поэтому деньги мы проводим через малые предприятия, проводим поименно. Имеется уже довольно большое количество людей, сотни человек в институтах Академии наук, в системе государственных научных центров, которые финансируются малыми предприятиями. Здесь мы говорим, что эти деньги мы назад не попросим. Это деньги не возвратные. Формально для малого предприятия это выглядит так. Если оно у нас берет, условно 100 миллионов рублей под 30%, то ему надо возвращать нам не 130 миллионов, мы просим вернуть 100, а 30 направляется на научные исследования, то есть формально он берет у нас кредит под 0%. Это один из примеров, как мы пытаемся снизить ставку не до 30%, а, допустим, до 0 или до минус 5%. Но при условии, что это на самом деле функционирующее нормальное предприятие и оно действительно нуждается в интеллектуальной собственности.

Есть и другие проблемы малого предпринимательства, например, основные и оборотные фонды. Хорошее предприятие "Вектор-бест", приятно войти, это современная фирма, у нее полтора миллиарда рублей реализации в месяц. Но сегодня проблема -- она работала на госзаказ, она отдает Минздраву товаров на полтора миллиарда, а тот ей в лучшем случае возвращает 700 миллионов. Есть масса малых предприятий, у которых даже при таких объемах реализации проблемы с неплатежами, а многие из них занимаются уже совсем не известно чем -- вместо денег получают коров, автобусы, чуть не трамвай им предлагают. Они их продают, то есть сами еще берут на себя и процесс реализации.

К вопросу основных фондов. Многие предпочитают фонды не брать потому, что сразу пойдут налоги. Зачем им плата за фонды, пока можно арендовать? Есть и такие рассуждения, если помещения, в которых расположено малое предприятие, государственный институт: "Я же этот институт строил своими собственными руками, а с меня теперь берут 140 долларов в год за квадратный метр". Поэтому небольшие основные фонды -- одна из проблем малых предприятий. Иностранный инвестор не может понять, как у фирмы объем реализации полмиллиарда рублей в месяц, а фонды близки к нулю. Не могут понять этого и аудиторские компании. Как следствие, не идут инвестиции.

Другие проблемы малого предпринимательства в научно-технической сфере: не работает система госзаказа, не стабильны налоговые льготы. Мало кто знает, что В.А. Прохоров -- председатель Госкомитета по поддержке и развитию малого предпринимательства -- получил выговор от господина В.С. Черномырдина за то, что он в обход Правительства сохранил через Думу налоговые льготы на 1996 год для малого предпринимательства. Сегодня все это опять под вопросом, так как в новом проекте налогового кодекса эти льготы снимаются.

Есть еще проблемы, связанные с более тонкими механизмами, такими как цепные банкротства, пенсионное обеспечение. Но до этого у нас пока в России еще не дошло. Хотя в малых предприятиях молодые ребята, они уже думают, где наберут на пенсию своим сотрудникам.

В заключение еще немного о нашем Фонде. Министерство науки увеличило нам количество средств до одного процента бюджета на науку. Мы получаем на возврате займов, например, в прошлом году 70% займов, в этом году, наверное, будет поменьше. Мы пытались привлечь иностранных партнеров, даем мягкие займы, есть у нас образовательная программа, развитие инфраструктуры -- то, что мы называем бизнес-технологические центры, выставки патентования и т.п. У нас официально в Новосибирске есть представительство, где имеется достаточно много заявок. На первом этапе здесь в основном были заявки от предприятий, находящихся на начальной стадии инновационного цикла, но сейчас достаточно много проектов, которые идеально подходят к нашему Фонду. Теперь нужно пытаться увеличивать объемы финансирования по Новосибирскому региону, примерно до того объема, как по Екатеринбургскому региону, по которому в этом году намечено на малые предприятия около 8 миллиардов рублей. Проектов у нас от Новосибирска сегодня чуть больше, чем мы можем профинансировать, хороших и очень хороших, не говоря еще о технопарке. Будем надеяться, что это все мы сможем сделать.