ОПЫТ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

А.А. Фурсенко, д.ф.-м.н., генеральный директор Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга

 

Региональный фонд научно-технического развития Санкт-Петербурга (РФНТР) был создан в 1992 году в виде некоммерческой организации для содействия сохранению и развитию научно-технического потенциала Санкт-Петербурга и Ленинградской области в период перехода к рыночной экономике.

Весной 1996 года РФНТР был перерегистрирован в соответствии с требованиями нового Гражданского кодекса РФ и Закона о некоммерческих организациях. При этом в состав его учредителей вошли:

С самого начала работы РФНТР речь шла о поддержке и развитии инновационной деятельности, т.е. тех прикладных исследований, которые могут быть коммерциализированы и стать частью нормальной рыночной экономики.

Что же касается фундаментальных исследований, то они, имея не только национальное, но и международное значение, на наш взгляд, должны поддерживаться за счет федерального бюджета и средств различных российских и зарубежных фондов на безвозвратной основе, и привнесение рыночных отношений в эту область может принести только вред.

Первое, с чем мы столкнулись, начав нашу работу, — формирование принципов и критериев отбора и поддержки инновационных проектов. Эти принципы были изначально сформулированы в следующем виде: финансируются высокотехнологичные проекты длительностью не более 2-3 лет и имеющие региональную направленность, причем финансирование осуществляется в основном на возвратной основе.

Со временем принципы уточнялись и дополнялись в ходе нашей работы, но основной подход сохранился без изменений: финансирование должно быть льготным и возвратным.

За прошедшие четыре года в РФНТР поступило более 400 предложений, из которых:

22% — от крупных предприятий и организаций (академических и отраслевых институтов, оборонных КБ, высших учебных заведений),

30% — от малых предприятий, зависящих от крупных предприятий (фактически эти малые предприятия не столько независимые структуры, сколько независимые банковские счета, которые крупные предприятия создают для того, чтобы решать свои экономические проблемы: уход от налогов, перераспределение зарплат и т.д.),

2% — от индивидуальных заявителей и, наконец,

46% — от действительно независимых малых предприятий, созданных, в основном, учеными и инженерами для продвижения собственных разработок.

На начальном этапе своего развития последние оказывались в наиболее сложном положении, но именно они (как предприятия, так и их учредители) показали максимальную эффективность и живучесть, наглядно демонстрируя все возможности и проблемы инновационной деятельности.

Проекты получали финансирование из двух главных источников: Российского фонда технологического развития при ГКНТ и государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонда Бортника). Всего было отобрано 48 проектов, из которых больше половины (55%) составляли проекты независимых малых предприятий, среди остальных проектов 13% были представлены крупными предприятиями (6 проектов), а 32% — малыми предприятиями, зависимыми от крупных. Что же касается индивидуалов, то те из них, чьи проекты представляли реальный интерес, в ходе доработки предложений создали независимые структуры, которые и получили финансирование.

Старая восточная мудрость гласит: "Боже, дай мне силы преодолеть то, что я могу преодолеть, дай мне терпение вытерпеть то, что я преодолеть не могу, и дай мне разум отличить одно от другого".

К сожалению, большая часть перечисленных ниже проблем носит глобальный характер, то есть такой, который мы на нашем уровне преодолеть не в силах.

Прежде всего, это абсолютно жуткая, фискальная налоговая политика, которая не делает никакой разницы между субъектом, который занимается торговлей, и субъектом, занимающимся разработкой и производством наукоемкой продукции.

Вторая проблема, о которой меньше говорят, но которая от этого не становится менее серьезной, — истощение советского технологического задела. Реально мы сейчас живем на старом заделе, который возобновляется в очень малой степени.

Еще одна проблема — слабость законодательства в области интеллектуальной собственности. Слабость не столько в том, что нет соответствующих законов, даже если такие законы есть, то слабо отработана схема их реализации. Например, у нас никто сегодня не может сказать ясно, как оценивать интеллектуальную собственность, а это принципиальный вопрос, в частности, при создании совместных предприятий.

К объективным трудностям относится и ограниченность финансовых ресурсов, именно ограниченность, а не их отсутствие.

Что же касается трудностей субъективных, преодоление которых зависит в значительной степени от нас, то главной из них является сегодня отсутствие должного менеджмента в научно-технической сфере вообще и в инновационной в частности. У нас были, есть и, надеюсь, будут ученые и инженеры, но у нас не было и нет культуры менеджмента. В советское время единственной структурой, которая всерьез занималась вопросами управления, была партийная структура. Но она использовала весьма специфические подходы и, к сожалению, не все из того, что было наработано, можно перенести на существующую сейчас рыночную (или так называемую рыночную) экономику.

Сегодня можно констатировать полную неразвитость инфрастуктуры поддержки инновационной деятельности и недостаток рыночной культуры, которая не возникает за день, а воспитывается годами в соответствующей окружающей среде.

Вопрос неразвитости инфраструктуры хотелось бы обсудить подробнее.

Что же такое региональная инфраструктура поддержки инновационной деятельности. Кто в ее создании заинтересован?

Во-первых, в ее создании заинтересованы органы федеральной и муниципальной власти, потому что у них есть очень сильная мотивация — содействие становлению новой экономики в стране в целом и в отдельных регионах. А этот вопрос не только чисто экономический, но и социальный: власти необходимо, чтобы те люди, которые живут в регионе, плавно перешли из одного сектора экономики в другой, из одной сферы деятельности в другую без больших социальных потрясений.

Во-вторых, есть стремление к созданию такой региональной структуры и со стороны людей, которые хотят получить деньги для реализации своих разработок, получить доходы от самой инфраструктурной деятельности.

Наконец, государственные и негосударственные, российские и международные организации и фонды, которые также поддерживают создание региональной инфраструктуры, поскольку они заинтересованы в развитии научно-технического сотрудничества. Какое-то количество таких организаций есть в России, в основном они существуют за рубежом, например, Комиссия Европейского Сообщества.

С самого начала мы столкнулись с тем, что в нашей стране в инновационном процессе основная проблема заключается не в отсутствии денег, а в отсутствии приемлемых проектов.

Что же это такое — приемлемый проект? Мы все время вели речь о том, что финансировать инновационный бизнес надо на возвратной основе. Это не фундаментальные исследования. Если человек занимается прикладными исследованиями, он должен быть готов к тому, что через некоторое время полученные им средства необходимо будет вернуть. Вроде бы просто и понятно, но психологически и по ряду других причин люди к этому четыре года назад абсолютно не были готовы. Впрочем, и сейчас ситуация далека от идеальной, хотя существенное продвижение в понимании есть.

Задача любой организации, обеспечивающей развитие инновационной деятельности, помочь преодолеть именно эти субъективные препятствия. Необходимо заметить, что в РФНТР практически все проекты, которые можно отнести к категории приемлемых, то есть проекты, реализация которых позволит вернуть деньги, так или иначе финансирование получили.

Как мы этого добиваемся, видно на примере деятельности нашего Фонда. Процесс начинается с отбора проектов. К сожалению, практически ни одно предложение, которое к нам поступило, не было оформлено таким образом, чтобы под него сразу можно было дать финансирование. Необходимо было дорабатывать их в плане экономической постановки задачи, исследования рынков, поиска инвесторов и так далее.

Второе препятствие — отсутствие грамотных менеджеров. Мы не могли ждать, когда заработает система, типичная для Запада, в которой молодые люди кончают университеты, получают бизнес-образование, а потом приходят в науку или научно-техническую сферу для получения практического опыта и специальных знаний, необходимых любому нормальному управленцу. Была поставлена задача поддержать технических специалистов, склонных к организационной деятельности, дать им дополнительные знания, которыми они могли бы пользоваться сами, сориентировать их на получение консультаций в специализированных (маркетинговых, посреднических, юридических) фирмах, к услугам которых они могут прибегать. Для решения этой задачи был создан специализированный Центр подготовки менеджеров наукоемкой промышленности, обеспечивающий тренинг и консультирование руководителей проектов, не отрывая их от практической деятельности.

Наконец, следующая, может быть самая острая проблема на нынешнем этапе — это вопрос с помещениями, с размещением независимых малых предприятий научно-технической сферы (МП НТС), существование которых на площадях крупных предприятий создает огромное количество проблем. Что необходимо этим МП НТС? Чтобы у них было достаточно надежное помещение, надежное в том смысле, что их через год из него не выгонят на улицу. Эти помещения ни в коем случае не должны предоставляться бесплатно, но за более или менее разумную арендную плату. Далее, они нуждаются в комплексном сервисном обеспечении, начиная от информационных услуг и кончая обеспечением безопасности предприятия, в том числе экономической.

Мы попробовали решить эти вопросы в рамках соглашения о придании РФНТР дополнительно функций Инновационного технологического центра (ИТЦ), которое примерно год назад было подписано министром науки и технической политики РФ Б.Г. Салтыковым и мэром Санкт-Петербурга А.А. Собчаком. Это был переход на новый виток развития РФНТР, который первоначально был создан как очень маленькая организация, в штате которой был всего один человек, и дорос до того, что одно из оборонных предприятий города — объединение "Светлана" передало в виде имущественного вклада в РФНТР один из своих корпусов. Какая мотивация была у "Светланы"? Руководство "Светланы" сочло за благо вместо того, чтобы платить налоги и поддерживать какое-то минимальное существование корпуса, передать его нам, одновременно рассчитывая на плодотворное сотрудничество с МП НТС, размещенными там.

Корпус (общей площадью 7 тыс. кв. м, включая 5 тыс. кв. м, годных для сдачи в аренду) нуждался в определенной перестройке и реконструкции. Он был передан в декабре 1995 г. и за прошедшие 9 месяцев с помощью Миннауки, Фонда Бортника и самих фирм доведен до необходимого рабочего состояния. Принципиально, что в нем размещаются не офисы, а технологические производства в области опто- и микроэлекроники, создания новых материалов, машиностроения и т.п.

Процесс реконструкции и заселения идет очень тяжело. В частности, время от времени на нас сваливаются проблемы "Светланы", типа отключения воды и электроэнергии. Стать автономными, независимыми моментально невозможно, хотя определенные шаги в этом направлении делаются. Но тем не менее, это скорее позитивный опыт, потому что на фоне всего того, что происходит вокруг, мы не разрушаемся, а строим, не выживаем, а развиваемся.

Какие тенденции проявились с того момента, когда мы предложили руководству города и федеральному правительству создать специализированную региональную организацию для поддержки инновационной деятельности?

Основные фонды. Пять лет назад никаких идей, за исключением того, что надо пользоваться теми помещениями, которые есть в институтах, бесплатно, не было. На сегодняшний день независимые МП в большей степени заинтересованы в том, чтобы были оформлены юридические отношения: либо помещения были переданы в собственность, либо сданы в долгосрочную аренду. Тогда они чувствуют себя гораздо более спокойно и уверенно, им гораздо проще договариваться с партнерами о совместной деятельности. Ни один серьезный инвестор не будет интересоваться организацией, которая сидит на птичьих правах в чьих-то помещениях.

Финансы. В 1991-1992 годах единственной возможностью для любых структур виделось получение бюджетных средств на организацию, в крайнем случае, гранта на проект, за который необходимо было отчитаться. Сегодня МП НТС готовы на кредиты, хотя и льготные, но кредиты. Они также готовы участвовать в серьезных партнерских отношениях, готовы брать в долю инвесторов, принимать вклады в уставный капитал, понимая, что других путей нет.

Сервис. Примерно 4-5 лет назад пределом мечтаний было волшебное слово "бизнес-план". Составляли бизнес-план, до конца не понимая, что сие означает. Сегодня идут абсолютно конкретные запросы на информационное обслуживание, маркетинговые исследования, проработку рынка, нормальный финансовый анализ. И в этом вопросе произошло достаточно большое продвижение вперед. Весьма интересный факт: когда раньше искали партнеров, надеялись, в первую очередь, что придет человек, который принесет с собой деньги. Сегодня наиболее продвинутые предприятия ищут технических партнеров: либо тех, кто может вместе с ними участвовать в производстве, либо тех, кто готов участвовать в продаже их продукции.

Что по результатам нашей деятельности является наиболее интересным?

Первое — на сегодняшний день не надо ориентироваться на строительство нового, необходимо научиться адаптировать то, что уже есть (помещение, оборудование) к существующим условиям.

Второе — может быть, самое важное, — масштаб инициатив любых структур должен быть адекватен их возможностям. Не надо замахиваться на гигантские прожекты. Это сбивает с толку и ни к чему хорошему не приводит.