Новосибирский государственный университетФакультет информационных технологий |
А.М.Федотов |
Согласно Аристотелю, отношение не является первичным в определении бытия, оно производно от бытия самого по себе, от соотносящихся вещей как таковых. У Аристотеля всякий переход понимается как свойство движущегося. Поэтому, согласно Аристотелю, переход осуществляется всегда через что-то и посредством чего-то.
У Аристотеля отношение определено сущностью и свойствами вещей. Аристотель придавал категории небытия чисто логическое значение. У него небытие сводится к различию, т. е. к отсутствию некоего предиката у вещи, который имеется у другой вещи. Это означает, что все аксиомы или принципы научных теорий должны быть утвердительными суждениями, говорящими лишь о том, что есть или что может быть. Бытие каждой вещи задано ее собственной сущностью. Отношения между вещами трактуются лишь как проявление свойств вещей. Свойства заданы сущностью.
Модель мира Аристотеля: вещь (сущность) — свойство — отношение, где каждый последующий член ряда определен предыдущим.
В аристотелевском мире свойства вещей и отношения между вещами определяются природой, сущностью самих вещей. Соответственно, вещь понимается в согласии с законом тождества: «А» есть «А».
Аристотель отверг платоновское учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях, не связанных с бытием отдельных вещей (чувственное бытие), и выдвинул предложение различать разные уровни бытия (от чувственно-конкретного до всеобщего).
Аристотель предложил десять категорий бытия: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.
Аристотель не взаимоопределяет десять категорий друг через друга, однако. характеризует каждую из них, например, так определяет сущность: «Сущность, называемая так в самом основном, первичном и безусловном смысле, - это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем, как, например, отдельный человек или отдельная лошадь. А вторыми сущностями называются те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, - и эти виды, и их роды; например, отдельный человек принадлежит к виду «человек», а род для этого вида «живое существо». Поэтому о них говорят как о вторых сущностях, например, «человек» и «живое существо».
Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у Аристотеля – это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из возможности в действительность форма. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Аристотелю, – это активное начало, начало жизни и деятельности.
Например, в глиняном горшке материя – это глина, а геометрическая форма горшка – одно из проявлений его формы, облеченное в глину. В то же время понятия «материя» и «форма» относительны. Например, глина – это материя горшка, но форма для тех элементов, сочетанием которых глина образуется. Форма больше относится к целому и общему, в то время как материя – это в большей мере характеристика частей и частного. Так возникает иерархия форм (что впрочем может быть названо и «иерархией материй»). Знаменательны пределы этой иерархии – верх и низ. Наверху иерархии форм-материй находится высшая Форма – форма всех форм (целое всех целых и общее всех общих). Замечательно, что Аристотель склоняется к тому, чтобы эту форму допустить как единственную чистую форму, которая уже не нуждается в материи. Здесь аристотелевская форма превращается в платоновскую идею. С другой стороны, в самом низу иерархии материй-форм находится чистая материя, которая не нуждается в форме. Это чистый хаос, своего рода ноль бытия, который может быть привлечен для оформления, но способен был бы обходиться и без этого. Сущие проявляют себя в разного рода активностях. У каждой активности Аристотель выделяет 4 основания (причины) этой активности. Это: 1) материальная причина – тот субстрат, на котором организована активность, 2) формальная причина, выражающая план, организацию процесса, 3) действующая причина – своего рода двигатель активности, ее «мотор», и 4) целевая причина – цель, к которой стремится активность. Например, в таком процессе, как строительство дома, материальная причина – это материал, из которого строится дом, формальная причина – план дома, действующая причина – строитель, и цель – укрытие от непогоды и пространство своего мира для жителей дома.
Ключевые термины (головные): Онтология;
Федотов Анатолий Михайлович |
НГУ ФИТ НГУ ИВТ СО РАН |