ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИЙ: ОТ ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ
По существующей в Институте археологии и этнографии традиции, в
конце декабря проходит большое предновогоднее заседание
диссертационного совета. Не стал исключением и прошедший год.
23-25 декабря состоялись защиты двух диссертаций на соискание
ученой степени доктора исторических наук: Виктором Логвиным
"Тургайский прогиб в эпоху мезолита энеолита" и Кларой
Басаевой "Семья и брак у бурят (втор. пол. XIX нач. XX вв.)" и
шести кандидатских: Е.Липниной "Мальтинское местонахождение
палеолитических культур: современное состояние изученности и
перспективы исследования", В.Курилова "Русский субэтнос Западной
Сибири в середине XIX века: расселение и топонимия", Е.Алексеевой
"Материальная культура эвенов Якутии, конец XIX начало
XX вв.", В.Бурнакова "Мир "невидимых" по традиционным воззрениям
хакасов (духи среднего мира в хакасских традиционных
представлениях XIX-XX вв.", И.Сальниковой "Костяные наконечники
стрел из комплексов Западной Сибири. Проблемы классификации и
моделирования", Б.Мышлявцева "Современная Тува: нормативная
культура (конец XX начало XXI вв.)".
Работы выполнены под руководством ведущих научных сотрудников
института и известных исследователей из других центров: докторов
наук Г.Медведева, И.Гемуева, Ю.Худякова, А.Гоголева, В.Бутанаева,
на высоком научном уровне, но более подробно сегодня пойдет речь
о двух из них.
В.Садыкова "НВС"
 |
|
Клара Доржиевна Басаева одна из старейших этнографов Бурятии.
Ее работа посвящена изучению истории семьи и семейно-брачных
отношений у бурят как базы структуры бурятского общества во
второй половине XIX начале XX вв. К.Басаева впервые
предприняла попытку комплексного изучения традиционной семьи
бурят, провела всесторонний анализ широкого круга вопросов,
важнейших в исследовании семьи и семейного быта, позволивший
проследить эволюцию форм и норм семьи, брачных отношений и
семейной обрядности бурят на достаточно широком хронологическом и
пространственном диапазоне. Она исследовала разные
этнотерриториальные группы бурят Предбайкалья и Забайкалья,
выявила как их специфические локальные особенности, так и
общебурятские черты. Особое внимание в каждом случае уделила
выявлению причин, способствовавших трансформации тех или иных
исследуемых явлений, формированию и внедрению в быт новых форм и
черт, обусловленных реалиями жизни и превращающихся постепенно в
устойчивые традиции. Научная и практическая значимость
диссертации состоит в существенном восполнении пробела в изучении
этнической истории культуры бурятского народа.
Венарий Бурнаков после окончания исторического факультета
Томского государственного университета, где он с с 1-го курса
занимался исследованием духовной культуры хакасов под
руководством выдающегося этнографа, доктора исторических наук
Галины Пелих, поступил в аспирантуру к ее ученику, Измаилу
Гемуеву.
Мифы, помогающие народу жить
В аспирантуре Венарий продолжил разработку своей темы, проводил
стационарные обследования в Хакасии, экспедиции в северных
районах Горного Алтая. Носители традиционной культуры это, в
основном, жители глубинки, сельских районов. Занимаясь
земледелием, скотоводством, промыслами, постоянно общаясь с
природой и как бы являясь ее частью, они живут по ее законам и
законам предков. Тема диссертации В.Бурнакова "Мир "невидимых"
по традиционным мировоззрениям хакасов".
После защиты диссертации наш корреспондент В.Михайлова задала
новоиспеченному кандидату наук несколько вопросов.
Венарий, у вас такая экзотическая тема диссертации, если
можно, расскажите немного подробнее о своей работе.
Мир невидимых это мир духов, которые окружают, по архаичным
представлениям хакасов, людей. Вселенная по вертикали делится как
бы на три сферы: в верхней живут чаяны-небожители, в нижней
эрлик-хан со своей свитой, а также души умерших, а в средней
живут люди и всевозможные духи, в том числе хозяева стихий
гор, воды, огня, определенных мест, жилищ, покровители животных,
растений и др. Имеется и множество вредоносных духов, например,
болезней, суицида поончах и мусмал. Я занимался духами
среднего мира.
Цель моей работы выявление сохранившихся элементов
традиционной культуры и анализ ее трансформации. Каким образом
изменились традиционные представления в современных условиях, как
и почему сохраняются архаические представления о духах? Например,
горный дух таг-ээзи хозяин горы жил и 100, и 200, и 500 лет
назад. В представлениях хакасов он имеет облик обычного человека,
только без бровей. Хакасы верят в то, что между обычными людьми и
горными духами могут возникать брачные отношения. Многие женщины
рассказывают, что у них имеются горные мужья, и наоборот, у
мужчин есть горные жены. Они как бы получают от мифических
супругов то, чего им недостает в реальной жизни. Горные супруги
заботливы, они защищают, оказывают помощь, но в то же время
горные духи существа другой природы инаковые. Они ничего не
дают просто так. Что-то они дают, а что-то забирают. Женщины или
мужчины, имеющие горных супругов, как правило, лишаются семейного
счастья, хотя могут добиться успехов во многих сферах жизни. И
все это, якобы благодаря "горным людям".
Время, современные реалии трансформировали представления о духах,
приспособили их к современности, например, если раньше духи
ездили на лошадях, то теперь они ездят на машинах. В их среде
также существует социальное расслоение: есть простые духи,
блатные, "крутые".
В привычном для нас понимании, если человек общается с духами,
считается, что у него проблемы с психикой. А в традиционном
понимании хакасов это норма?
Да, там все это укладывается в норму. Причем, часто традиции
как бы смягчают реальность. Например, взять такую деликатную
проблему, как появление внебрачного ребенка. Женщина может
сказать, что ребенок у нее от горного мужа, и это объяснение
несколько смягчает ситуацию, защищает ее.
Но ведь хакасы крещеные... Как у них совмещается
христианство и язычество, или это уже не вера, а часть культуры?
Произошел синкретизм, то, что обычно бывает, когда в
религиозно-мифологическую систему вторгается другая культура, в
данном случае русская. Она, конечно, оказала влияние, но то, что
для этой автохтонной, хакасской культуры оказалось приемлемо, она
позаимствовала, адаптировала, а то, что было чуждо, отторгла.
Хакасы и в Христа верят, и в духов. И это не является для них
противоречием.
А каков возраст носителей традиционной культуры? Обычно это
люди пожилые...
В последнее время и среди молодых тоже активизировался интерес
к традиционным представлениям, культам, обрядам. Среди молодежи
это весьма распространено. Собирая материалы, я проводил опрос
среди всех возрастных категорий, включая детей.
А как у детей сочетаются знания, которые им дают в школе, и
традиционные толкования явлений?
Обычно они не вступают в противоречие, а как бы дополняют друг
друга. Существует ведь много природных феноменов, явлений,
которые наука не может объяснить. А в традиционных толкованиях
люди находят объяснения, и это их успокаивает.
В Хакасии говорят на родном языке?
Это одна из актуальнейших проблем в настоящее время. В
процентном отношении хакасы в своей республике среди других
народностей составляют, по переписи 1989 года, 11 процентов. И
только в трех районах, Аскизском, Таштыпском и Ширинском, где
компактно проживают хакасы, сохранилась традиционная культура и
можно услышать хакасскую речь. В других районах население уже
практически ассимилировалось и потеряло знание языка.
Вы проводили исследования и на севере Горного Алтая... У двух
этих народов много общих традиций?
Северный Алтай это приграничная с Хакасией территория. Я
был в селе Курмач-Байгол, там проживают, в основном, челканцы
одна из этнических групп северных алтайцев. Из села видны горы
Хакасии. Многие алтайцы издавна ездят в верховья Абакана на
лечебные радоновые источники, на охоту и промыслы. Там места
богатейшие. На протяжении долгого времени происходил культурный
обмен и общение между народами. У них довольно близкие
этногенетические связи, так же, как и с другим тюркским
народом шорцами.
К какому выводу вы пришли, закончив свое исследование?
Традиционные представления хакасов сохраняются и в настоящее
время, они очень устойчивы, причем, многие представления,
особенно о духах-хозяевах стихий, архетипичны, общие для тюрков
южной Сибири. Хотя, безусловно, имеются и свои, локальные
отличия. Надо отметить, однако, что идет постоянный процесс
трансформации этих представлений, осовременивание. Для хакасов
это не просто сказки, эти мифологические представления несут в
себе определененную компенсаторную нагрузку, компенсируют то,
чего не хватает человеку в жизни, коммуникативную функцию,
адаптивную, интеграционную, помогая людям в общении, выживании,
т.е. все они имеют под собой основу народную мудрость и
национальную почву. Народ не забывает то, что помогает ему
выживать.
Венарий, а после защиты кандидатской диссертации, чем вы
планируете заняться?
Я хочу продолжить исследование и расширить ареал, заниматься
не только хакасами, но и алтайцами, тувинцами, якутами
народами, имеющими общие этнические корни.
стр. 7
|