НЕЗАБЫВАЕМОЕ И НЕПОВТОРИМОЕ
Сегодня в Выставочном зале Дома ученых развернута экспозиция произведений Николая Демьяновича Грицюка (1922-1976), художника, с чьим именем связаны исторические вехи в развитии изобразительного искусства Новосибирска и всей Сибири.
Галина Лаевская, зав. Выставочным залом Дома ученых, Заслуженный работник культуры РФ
|
Николай Грицюк |
В западноевропейском искусстве второй половины XX века с его именем связывают понятие «Сибирское искусство». Без преувеличения, он был единственным, о ком хорошо знали в музеях и частных собраниях Европы его произведения в достаточном количестве представляли его творчество в этих коллекциях. Альбомы-монографии о жизни и творчестве впервые достойно издавались также в Европе (Германия, Франция). Здесь же, в России, его личная жизнь и жизнь в искусстве сложились соответственно историческим особенностям советского времени и практически совпали с биографиями всех незаурядных личностей, осмелившихся жить и творить сообразно своим представлениям, совести, видению и оценке окружающего мира.
Он рано ушел из жизни (в 54 года), оставив, кроме своей личностной незабываемости, большое количество произведений, отражающих этапы творческого пути и те изменения в мировоззрении, которые, естественно, происходили с накоплением жизненного опыта и мастерства.
|
Открытие выставки.
|
Сегодня на выставке мы отмечаем 85-летие художника. К сожалению без Николая Демьяновича. Знаменательно, что оно совпало с 50-летием СО РАН. Но не это совпадение послужило поводом вновь обратиться к семье художника, где бережно хранятся работы, с предложением об организации выставки. Причина в том, что выставкой Николая Демьяновича Грицюка открывался в 1966 году Выставочный зал Дома ученых. Именно его пригласили ведущие ученые Академгородка быть первым в череде ярких явлений изобразительного искусства, представленных впоследствии в наших залах (П. Филонов, Р. Фальк, М. Шемякин, Э. Неизвестный). Художник, находящийся в постоянном поиске новых выразительных средств, отражающих непростое, драматическое время нашей истории, был особенно близок ученым, для которых экспериментирование являлось неотъемлемой составляющей их профессии. Им было интересно вместе мечтать о будущем науки и искусства, размышлять о смысле мироздания. За все годы в Доме ученых состоялись четыре выставки Николая Демьяновича. Эта пятая. Формируя содержание выставки, мы, конечно, учитывали и наш юбилей, поэтому попросили вдову художника Валентину Эдуардовну Грицюк и ее дочь художника Тамару Грицюк подобрать работы, связанные со строительством Академгородка мы их никогда не показывали в наших залах. Так родилась сегодняшняя выставка: в первом зале тема «Академгородок» (к ним мы добавили и работу из нашего собрания «Первая масленица в Академгородке», подаренную недавно с выставки вдовой первого директора Дома ученых Риммой Алексеевной Немировской); во втором живописные фантазии-размышления, которые прославили Николая Грицюка, сделали широко известным мастером, основателем нового направления в искусстве духовно-содержательного и стилистически неповторимого.
|
|
Всякий раз, когда прикасаешься к творчеству Николая Демьяновича Грицюка, всё больше утверждаешься в мысли, что все его наследие из разряда НАВЕЧНО. Потому, что это невозможно повторить надо так чувствовать! Невозможно забыть, так эмоционально и драматично! Он и сам как личность остался для всех, кто хоть единожды с ним соприкоснулся, незабываемым: образованным, добрым и скромным, как хорошо настроенная скрипка, при небольшом касании чутко реагирующая на радости и трагедии человечества.
Фото И. Глотова
стр. 8
|