ЖИВОПИСЕЦ МОЛОДОГО ГОРОДА НАУКИ
Казалось бы, все в нашем мире стареет: города, деревья, люди.
Время неумолимо берет свое. И только искусство хранит живую
память истории. Конечно, есть и фотографии, но живописные полотна
трогают нас куда сильнее, особенно если сердце их создателя
билось в унисон с пульсом эпохи. Можно сказать, Академгородку
повезло: с нами жил художник, который всей душой любил
новостройки, яркий наряд улиц, разноцветье жилых кварталов,
молодых новоселов, их увлеченный порыв. Это Шагаев Николай
Васильевич (1913-1998). Ученик алтайских живописцев Г.Гуркина
и Н.Чевалкова, а затем М.Асламазян по ленинградскому
художественно-педагогическому училищу, он приехал в городок науки
в начале 60-х годов. Работал не по заказу, а по велению сердца.
Он рисовал всегда, и его заметная фигура в берете с неизменным
слуховым аппаратом была своего рода достопримечательностью нашего
города. Он устраивался со своим походным мольбертом под большим
зонтом то в одном, то в другом месте и самозабвенно творил
кистью, окруженный стайкой любопытствующей детворы.
Евгений Маточкин, кандидат искусствоведения, профессор
Международной Славянской академии
За несколько десятилетий Шагаев написал сотни видов
Академгородка, запечатлел его развитие шаг за шагом с
младенческого возраста. На его холстах навсегда остались
возводимые здания институтов, первый корпус университета, свежая,
необычайно яркая палитра Цветного проезда, шум толпы у только что
выстроенного Торгового центра, недавние зеленые насаждения,
заботливые мамы с резвой малышней во дворах, лыжники в зимнем
лесу, загорающие на пляже.
Он писал быстро, темпераментно. Его крупные, пастозные мазки,
яркие по цвету то ликовали в весенних пейзажах, то мягко
ниспадали в осенних мотивах. Его всегда влекла природа: лесистые
окрестности, дачные домики в декоративном убранстве, аллеи яблонь
и рябин, благоухающие кусты сирени. Все это, напоенное солнцем,
удивительно точно и оптимистично выражало настроение того
времени.
 |
|
Его работы, написанные 20 — 30 лет тому назад, сегодня смотрятся
с особым волнением, вызывая радость и грусть одновременно. Да,
приятно в образах искусства видеть красоту былого окружения и
вспомнить ту кипучую пору жизни. И как верно, как убедительно
воплотил на холсте все это художник! Конечно же, произошло это не
случайно и прежде всего потому, что радость составляла суть его
натуры, что была им выстрадана и обретена дорогой ценой. Он
мечтал о ней артиллеристом на фронтах Великой Отечественной,
потеряв слух, видя разрушения и смерть; мечтал, когда оказался в
плену и затем геройски бежал, убив своим могучим кулаком
нескольких фрицев; лелеял ее в послевоенное время, излечивая раны
и затаив боль от подозрительно-холодного отношения как к бывшему
военнопленному. Любовь к жизни превозмогла все, а ее красота
стала смыслом его искусства. Лишь только изредка, в хмурых
осенних облаках и волнах бушующего обского моря прорывался
скрытый драматизм его переживаний. Во всем же другом всегда сияла
радость. Он сумел уловить и передать в своих картинах характерные
черты того времени, теперь нам особенно дорогие, - взлет научной
мысли, бодрую жизнь городка и вольный дух творчества вопреки всем
идеологическим запретам.
И все же, восхищаясь шагаевскими полотнами, чистой и звонкой
гаммой его тонов, нас невольно охватывает грусть — грусть об
ушедшей молодости. И в самом деле, поблекли краски домов, изросли
деревья и кусты, поредели кадры приехавших в Сибирь пассионариев,
а главное, нет уже того почти священного внимания к науке,
которое существовало в нашем обществе. Но, несмотря ни на что,
хочется верить, что энтузиазм, окрыленность, цветение жизни еще
вернутся в сибирский городок науки.
19 мая Шагаеву исполнилось бы 90 лет. По этому случаю в Доме
ученых открывается юбилейная выставка его картин. С годами мы все
более осознаем значительность всего, созданного им. Его полотна
становятся своего рода классикой. Некоторые начинающие художники
пытаются писать те же виды Академгородка, нередко даже в духе
Шагаева, но, к сожалению, в них нет того накала чувств, того
изящества исполнения, которым отличалось искусство мастера. Не
случайно его картины всегда пользовались у нас любовью, их дарили
на юбилеи и дни рождения (благо, автор продавал их совсем
дешево), их брали с собой, когда уезжали в далекие края как
лучшее воспоминание о Родине.
Сегодня его картины — большая историческая и художественная
ценность. Одетые в хорошие рамы, выставленные в залах с
современным дизайном, они выглядят празднично и нарядно, даря
возможность еще раз полюбоваться красотой нашей молодости.
стр. 8
|