ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ»: ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОЛУЧЕНО, ВОПРОСЫ ОСТАЛИСЬ
Без малого два года назад правительством Российской Федерации был подготовлен и утвержден Приоритетный национальный проект «Здоровье», направленный на развитие первичной медицинской помощи, а также своевременное выявление и предупреждение некоторых заболеваний.
Ю. Александрова, «НВС»
 |
|
Тогда много говорили о недочетах в отечественной системе здравоохранения, о недостаточном финансировании первичной медико-санитарной службы и нехватке участковых врачей, о низкой оснащенности поликлиник диагностическим оборудованием, не позволяющей оказывать качественную медицинскую помощь, о «старении» специалистов участковой службы и понижении их квалификации. Собственно, на устранение этих недочетов и был нацелен Национальный проект. Среди первоочередных мер называли необходимость укрепления материально-технической базы и повышения уровня диагностической службы учреждений, оказывающих первичную медицинскую помощь; усиления профилактической направленности здравоохранения, проведения дополнительной диспансеризации и формирования у населения культуры здоровья (что в идеале должно дать экономический эффект в результате снижения затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности); создания новых медицинских центров высоких технологий; речь также шла о денежных выплатах некоторым категориям медицинских работников и о многом другом.
Словом, принятый в конце 2005 года нацпроект являл собой образец благих намерений и заботы о населении и медперсонале. Но на деле оказалось, что не все так просто, и прежде всего с денежными выплатами. Начальник отдела финансирования учреждений здравоохранения и просвещения Сибирского отделения РАН Мария МАКАРЕНКО знакома с проблемой не понаслышке именно через нее за последний год прошла масса документов и постановлений (порой взаимоисключающих), именно отдел финансирования пытался решить непростые вопросы и добиться того, чтобы все деньги работникам здравоохранения, оказывающим первичную медицинскую помощь (а именно участковым врачам-педиатрам, врачам-терапевтам и медсестрам), были выплачены в полном объеме и, желательно, в срок. Об этом и разговор.
Мария Васильевна, несколько слов о проекте и о мерах по его выполнению.
В соответствии с Приоритетным национальным проектом «Здоровье», постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года были определены надбавки к заработной плате для данных категорий медицинских работников (участковым врачам десять тысяч, медсестрам пять тысяч рублей) и разработаны первоочередные задачи по реализации. Министерство здравоохранения и социального развития РФ подготовило постановление о финансировании этих выплат, но тогда были приняты во внимание только муниципальные учреждения, а ведомства (каковым и является наше Сибирское отделение) остались в стороне.
Поэтому в 2006 году руководство Президиума СО РАН обратилось с запросом в Минздравсоцразвития, после чего 31 января был издан дополнительный приказ № 50, в соответствии с которым ведомственные учреждения по выплатам приравняли к муниципальным. Для Сибирского отделения оговаривался еще ряд условий (например, чтобы на территории академгородков не было муниципальных учреждений здравоохранения), и все они были соблюдены. Так что в прошлом году денежные выплаты, в соответствии с этим приказом, производились через Фонд обязательного медицинского страхования во всех академгородках (в Новосибирске, Томске, Красноярске и Якутске), кроме Иркутского научного центра. Там возникли свои проблемы ни губернатор, ни Фонд приказ не исполнили, и, несмотря на попытки решить проблему и даже обращения к депутатам, иркутская больница ничего не получала.
Сколько медицинских работников в Сибирском отделении должны получать «проектные» выплаты?
Право на надбавки имеют 102 медработника (врачи и медсестры) научных центров СО РАН, причем 68 из них новосибирцы, а остальные из четырех «периферийных» больниц. В новосибирском Академгородке ведомственная медицинская помощь оказывается в двух учреждениях, которые, таким образом, являются самостоятельными юридическими лицами. Это Центральная клиническая больница СО РАН с поликлиниками № 1 и № 2 (главврач Т. Ковалева) и поликлиника ННЦ, расположенная на улице Демакова (главврач Б. Соболев).
В 2007 году, после того как финансирование было приостановлено, наиболее напряженная ситуация сложилась в Новосибирском научном центре, поскольку здесь не только «сосредоточена» большая часть выплат, но и (ни для кого не секрет) оплата труда в нашем городе самая низкая по региону. Существовала даже угроза забастовки: медики собирались организовать пикетирование администрации. В других центрах Сибирского отделения, к счастью, терпеливо ждали. Конечно, людей можно понять они хотели получать деньги вовремя. Поэтому вопрос обсуждался руководством как Сибирского отделения, так и Новосибирской области. Нам никто не отказывал, мы знали, что этот вопрос рано или поздно будет решен положительно.
Почему все-таки возникли проблемы с финансированием по национальному проекту «Здоровье»?
Дело в том, что 30 декабря 2006 года вышло новое постановление, касающееся финансирования на 2007 год, и порядок выплат был изменен. Если раньше деньги шли через Фонд обязательного медицинского страхования, то теперь ведомства перевели на бюджетное финансирование. То есть муниципальные учреждения здравоохранения по-прежнему получают средства из ФОМСа, а местные (ведомственные), существующие в рамках Академии наук, должны получать надбавки в составе расходов бюджета, через Министерство финансов. Но и здесь вышла несостыковка: написали «предусмотреть выплату надбавок для РАН», а про региональные отделения, конечно, никто не вспомнил.
И мы опять остались «за бортом». Получается, что Министерство здравоохранения и социального развития не предусмотрело, ФОМС утратил возможность выплат, а медики остались без финансирования на этот год. Мы сразу же начали писать во все инстанции, пытаясь изменить ситуацию (у нас уже скопились «тома» переписки), и в правительство, и в Минздравсоцразвития, и в Минфин. Но Минфин сам ничего не мог решить, поскольку ему нужны указания на расходование бюджета, а Минздравсоцразвития рассматривал все это не торопясь. Срок исполнения нашего обращения был назначен на 19 февраля, но окончательно оно было выполнено только 16 июля в этот день нами был получен документ «О внесении изменений в постановление правительства от 30 декабря 2006 года». В него вписали Сибирское отделение и определили источник финансирования.
И на этом все закончилось?
Скорее, начался очередной виток: мы с Минфином согласовывали сумму финансирования и улаживали разные детали вплоть до 27 августа. В итоге Сибирское отделение получило финансирование на этот год в объеме 37 миллионов 72 тысяч рублей, и все учреждения здравоохранения Отделения получили средства для выплаты надбавок, предусмотренные этим постановлением за период с января 2007 года. В ближайшее время будут погашены все долги уже поступают первые отчеты.
Значит, надбавки не выплачивались практически полгода
Как же удалось «продержаться» такой длительный срок?
Большую поддержку нам оказало руководство области. Особую благодарность хочется выразить главе администрации НСО В. Толоконскому. Когда ситуация оказалась на грани социального взрыва, Виктор Александрович дал указание выплатить сотрудникам ЦКБ и поликлиники ННЦ причитающуюся сумму (а это порядка 7 миллионов рублей) с января по июнь за счет Фонда. Теперь до конца года все профинансировано, будем выплачивать стабильно.
А потом?
Это сложный вопрос, потому что каждый год правительство принимает постановления и определяет источники финансирования. Надеемся, конечно, что нас не забудут, поскольку отчеты об использовании этих средств мы теперь ежемесячно будем направлять в Минздравсоцразвития (именно оно готовит постановления).
Вообще, у российского здравоохранения очень сложная структура. Считаю, что ведомства из этих программ были исключены просто по недомыслию. Действительно, имеются муниципальные и ведомственные учреждения, причем в последних обслуживание «прикрепленного» населения по закону не предполагается (ведь ведомство закрытая система), это должны быть только сотрудники, без пенсионеров и других членов семей. К примеру, ведомственная поликлиника, обслуживающая правительство, не имеет никакой участковой службы (и здесь принцип соблюдается).
Но в Академгородке принцип ведомственности изначально был нарушен, ведь Городок это градообразующее, компактное, отдельно расположенное поселение со всеми присущими ему особенностями. Формально исполнители правы, они «стоят на букве закона» и не могут знать всех тонкостей в масштабе страны. Но у нас своя правда ведь Академгородок это люди (почти сто тысяч), которые обращаются в поликлиники, проходят медосмотры, должны где-то получать справки, больничные листы. Да мало ли что еще.
Есть ли выход из сложившейся ситуации?
Мы все надеемся на лучшее. Сейчас руководством Президиума СО РАН принято решение о передаче поликлинической сети Сибирского отделения в ведение муниципалитета.
К добру ли это?
Поживем увидим. Возможно, в чем-то и проиграем, но ожидаем, что к добру. Думаем, что тогда и с выплатами, и с оснащением в учреждениях здравоохранения легче будет. Ведь в настоящее время положение в поликлиниках тяжелое оборудование очень дорогое, а денег из бюджета на эти цели практически не выделяется (и взять негде). В рамках Приоритетного национального проекта «Здоровье» предусмотрено в том числе и приобретение оснащения, но мы и туда не вошли. Теперь есть надежда, что что-то изменится. Правда, передача из «одних рук в другие» это достаточно длительный процесс, включающий и подготовку документации, и оформление. Но постепенно все встанет на свои места, пусть даже пройдет определенный период времени.
Еще один момент в городе, в рамках муниципалитета, участковые врачи, кроме зарплаты и «президентских», получают еще и надбавку от мэра в размере должностного оклада за счет городского бюджета. Мы в прошлом году с большим трудом согласовали этот вопрос чтобы нашим участковым тоже доплачивали. Удалось добиться, но только в размере половины оклада, и это продолжалось до 1 июля сего года. Сейчас все-таки стали получать еще 100% оклада.
Интересно, а вопрос с узкими специалистами решается? Ведь о них в Проекте ни слова.
В Новосибирске, опять-таки, это как-то удается устанавливают доплаты за счет муниципального бюджета. А в Академгородке вообще ничего, причем оклады у специалистов минимальные, особенно у тех, кто работает в поликлинике.
Мария Васильевна, чтобы не быть голословными, не могли бы вы привести несколько примеров. А то мы говорим о заработных платах как-то беспредметно
Пожалуйста, вот, например, у врача узкого специалиста, кандидата наук, имеющего высшую категорию оклад в поликлинике 3600 рублей. Если он работает больше 5 лет, прибавляйте еще 30 % за стаж и 20 % районных. Но это все равно немного, а без этих надбавок, да еще если не кандидат и того не получит. У участкового врача-педиатра высшей категории должностной оклад 3435 рублей. Если стаж работы более 7 лет, еще 2 тысячи. Итого 5 тысяч 490 рублей плюс районный коэффициент. О медсестрах и говорить не приходится с высшей категорией оклад составляет 2700. В стационаре аналогичная ситуация, но там выходит чуть больше за счет дежурств, работы на две-три ставки и т.д.
И что же получается с надбавками?
В этом случае участковый врач, кроме оклада, будет получать с «президентскими» около 14 тысяч рублей, плюс 3400 от мэра это уже 18 тысяч, а с районным коэффициентом примерно 22 тысячи.
Действительно, это уже неплохо. Остается пожелать только, чтобы и на все остальные вопросы как можно скорее были найдены ответы.
стр. 12
|