ПУТЬ, КОТОРЫЙ ПРЕДЛАГАЕТ "НОВОСОФТ"
Принято считать, что развитие науки - проблема исключительно
государственного масштаба. Однако резкое сокращение
государственного финансирования научной отрасли в годы перемен
заставило пересмотреть устоявшееся положение вещей. День
российской науки - еще один повод поразмышлять о том, какой
может быть модель дальнейшего развития российской научной
отрасли.
Поделиться мыслями по этому поводу обозреватель "Науки в Сибири"
Елена Ильина попросила Владимира ВАЩЕНКО, основателя компании
"Новософт".
- Давайте начнем наш разговор с приятного события - Дня науки,
который 8 февраля отмечает российское научное сообщество.
Является ли он чем-то особенным и для вас, представителя
информационного бизнеса?
- Безусловно, поскольку высокие технологии - это отрасль,
развитие которой невозможно представить вне научного контекста.
Российская научная школа всегда признавалась одной из лучших в
мире, и несмотря на сложности, с которыми ей пришлось столкнуться
в последние годы, этот факт по-прежнему неоспорим. Конечно, все
это в полной мере относится и к СО РАН, в котором работали и
работают выдающиеся ученые, принесшие сибирском научному центру
мировую славу. И если принять во внимание, сколько людей так или
иначе связаны с научной деятельностью здесь, в новосибирском
Академгородке, можно сказать, что это действительно особенный
праздник для всех нас.
- "Новософт" довольно часто приводят в пример в качестве новой
модели взаимодействия бизнеса и науки. Однако развитие науки
всегда напрямую связывалось исключительно с государственным
заказом и финансированием, поэтому вопрос о рентабельности
научной отрасли не вставал никогда...
- Наверное именно поэтому наша модель послужила во время
недавней конференции "USB-2001" поводом для довольно жарких
дискуссий, которые, впрочем, всегда сопровождают рождение чего-то
нового. Начну с того, что вопрос о рентабельности науки поставил
не я, а время и те перемены, которые произошли в нашем
государстве за последнее десятилетие, и в результате которых
научная отрасль просто вынуждена самостоятельно заниматься
поиском средств для своего дальнейшего развития. Предлагая новую
модель взаимодействия, мы и не предполагали сделать рентабельной
фундаментальную науку, к которой слово "рентабельность"
малоприменимо в прямом значении. Наша идея состояла в другом -
построить модель, в которой решение промежуточных задач давало бы
средства для достижения основной, фундаментальной научной цели.
Таким образом наша модель объединяет решение всех основных задач
- от текущих до фундаментальных.
- Как эта модель реализуется на практике, в "Новософте"?
- В "Новософте" помимо других направлений деятельности есть
научное, в рамках которого мы и реализуем упомянутую модель
взаимодействия науки и бизнеса. Должен сказать, что мы идем по
пути многих крупных мировых компаний, в которых всегда ведутся
фундаментальные исследования, однако конкретный результат,
приносящий реальную пользу, появляется уже на промежуточном
этапе. Именно в этом и кроется основное отличие от
государственной модели, которая финансировала проект в любом
случае и не требовала промежуточных результатов. Бизнес
изначально находится в очень жестких условиях, и тем не менее мы
хотим показать, что даже в этом случае возможен компромисс,
который пойдет на пользу и бизнесу, и науке. Например, один из
наших проектов посвящен информационно-рефлексивным системам
(ИРС), то есть области искусственного интеллекта. Проблемы
создания искусственного интеллекта - это та самая
фундаментальная задача, решать которую предстоит еще довольно
долгое время. Однако на этом пути у нас возникают текущие задачи,
например, создание более совершенных интерфейсов для поисковых
систем. Они становятся экспериментальной базой для основной цели,
и в то же время могут быть использованы в бизнесе, принося отдачу
и позволяя финансировать дальнейшие исследования. Грубо говоря,
мы рассматриваем весь спектр проблем, в котором на одном конце -
фундаментальная наука, а на другом - каждодневные проблемы и
задачи, требующие незамедлительного решения. Нужно заполнить весь
промежуток между обыденностью и сверхзадачами и попытаться
объединить это в одну связку.
- Привлекаются ли к этому проекту ученые, либо он выполняется
силами исключительно сотрудников компании?
- Мы всегда стремились к сотрудничеству с научными институтами,
находили интересные проекты для совместной работы. На сегодняшний
день мы активно работаем с Институтом математики, где участвовали
в создании двух лабораторий. Партнерские отношения установлены
между "Новософт" и Институтом проблем передачи информации
(г.Москва), словом, мы постоянно взаимодействуем с научным миром,
в том числе и по упомянутому вами проекту (ИРС - примеч.
автора). Очень важно, что в рамках научного направления наши
сотрудники получают возможность реализовать свои инновационные
идеи. Они пишут диссертации, участвуют в экспериментальных
исследованиях, выступают на конференциях и впоследствии получают
возможность довести свои идеи до практического результата. В
"Новософте" принята программа поддержки подобных инициатив. Я
считаю, что мы должны давать возможность молодому поколению
реализовать себя, свои мечты и идеи, с которыми они выходят из
вузов. Возвращаясь ко Дню науки, хочется добавить, что истинный
ученый всегда готов делиться опытом и знаниями и не стремится
встать на пути прогресса во имя собственного авторитета. Такими
людьми нужно гордиться и я счастлив, что имел возможность с ними
работать и общаться в своей жизни.
- В последнее время центральная пресса довольно часто пишет о
проекте контрактной подготовки молодых специалистов для
"Новософта" на Факультете информационных технологий НГУ - это
уникальный для России пример, когда компания делает столь крупные
вложения в образование, что пока, к сожалению, совершенно
нетипично для российского бизнеса. Однако мы знаем, что вклад
"Новософт" в этот проект не ограничивается финансированием,
компания принимает участие и в формировании учебной программы,
так ли это?
- Совершенно верно. По сути, мы становимся свидетелями того, как
рождается новая форма работы с вузом, которая смогла бы учесть
интересы всех сторон - студентов, вузов и компании. Я не
преувеличу, если скажу, что от успеха этого начинания зависит,
начнут ли и другие компании вкладывать деньги в образование. Это
произойдет лишь тогда, когда бизнес сможет убедиться, что вуз
гарантирует защиту инвестиций, деньги расходуются по назначению,
степень эффективности вложений можно оценить на любом этапе и
т.д.
Что касается учебной программы ФИТ НГУ, то я убежден, что ее
главное достоинство заключается в гармоничном соотношении научной
и прикладной компонент. Начну с того, что наша программа
полностью соответствует государственному стандарту, в ней есть
обязательный объем фундаментальных наук, который составляет
основу высшего образования. Вместе с тем мы постарались
максимально сконцентрироваться на том, чтобы студенты смогли
применять получаемые знания на практике - например, участвуя в
достижении тех самых промежуточных результатов. Таким образом
наша модель объединяет и науку, и образование, и бизнес, а люди
получают возможность реализовать себя в любом звене этой цепи.
- Как вы считаете, может ли предложенная модель стать со
временем общепринятой? Что для этого необходимо?
- Теоретически да, но на практике пока возникает слишком много
проблем, учитывая практически полное отсутствие опыта
взаимодействия бизнеса и образовательных структур. До нас ведь
еще никто не решался на подобные эксперименты. И я надеюсь, что
мы вместе с НГУ сумеем создать тот успешный опыт, который так
необходим всем без исключения. Для этого требуются совместные
усилия, взаимопомощь, взаимоуважение и готовность идти на
компромисс. То же самое можно сказать и в отношении
взаимодействия бизнеса и науки. Мы должны вместе работать. Это
длинный путь, но мы будем идти вперед и готовы расширять
взаимодействие с научными и образовательными структурами.
стр.
|