НУЖНА ЛИ НАУКЕ РЕКЛАМА?
Денис Алабужев.
|
|
Время показывает, что ставка на научно-технический прогресс может
вытянуть нас из болота, в котором мы находимся. Позволю
процитировать Михаила Чулаки ("Известия", 1999 г.): "Хотелось бы,
чтобы в России была установлена шкала ценностей, на которой
высокотехнологичное производство будет стоять несравненно выше
добычи и продажи сырья. Россия может прочно разбогатеть не
вывозом сырья, не производством эпигонских "фиатов", а благодаря
выходу на мировой рынок с продукцией, которая нигде больше не
производится, хотя наверняка требуется. Только мы сами, вложив
деньги в перспективные направления науки и техники, можем выйти
на первые позиции в мире. (Так и поступает истинный полководец:
не размазывает немногие свои силы по всем фронтам, но собирает их
в кулак, идет в прорыв и разбивает численно превосходящего
противника!) Вложив немногие наши капиталы в опережающее
производство, мы получили бы громадную отдачу. Это явилось бы и
колоссальным моральным стимулом, той самой национальной идеей,
которая объединила бы народ... ". Комментарии излишни.
* * *
Наша страна располагает огромным фондом блестящих изобретений,
некоторые из них, сделанные 20-30 лет назад, до сих пор опережают
мировой уровень. Причины, по которым в течение десятилетий новые
технологии и машины не внедрялись, известны ведомственная
разобщенность и недостаточное внимание государства к НТП. Сейчас
ситуация резко упростилась "Спасение утопающих дело рук
самих утопающих". Подавляющее большинство внедренческих фирм и
институтов имеют следующую структуру: есть разработчики новой
техники, изготовитель оной (часто в единичном экземпляре либо в
количестве несколько штук в год) и управленческий аппарат.
Маркетингу и сбыту уделяется недостаточное внимание. Западные же
корпорации сами разрабатывают продукт и, не теряя темпа,
налаживают его серийное производство и сбыт по всему миру. К
этому и нам нужно стремиться. Первый шаг сконцентрировать
усилия организации на сбыте продукции, поставить цель
увеличить продажи. Реклама же наиболее простое мероприятие,
дающее практически мгновенный результат.
Российский читатель с интересом изучает газетные статьи,
посвященные новинкам отечественной науки и техники. Хотя подобной
информации довольно мало в центральных газетах ведь за нее
разработчики должны платить как за рекламу от 100 тысяч за 1/4
газетной полосы
Ведущие газеты уделяют работе в области рекламы отечественным
предприятиям возрастающее внимание. Хочется сказать добрые слова
в адрес "Комсомольской правды". КП первой сделала ставку на
отечественных производителей был организован проект "Покупайте
российское": сначала он выходил 2 раза в месяц, затем
еженедельно. Приятно видеть рекламу Мичуринского автобуса, УАЗа,
Челябинского завода тяжелых тракторов, Красноярского
электрохимического завода.
В КП прорекламировались и новосибирские фирмы в рамках проекта
"Новосибирск центр России". Завод "Сибтекстильмаш.
Спецтехника. Сервис" и научно-клинический центр "Биотерапия"
получили прекрасную отдачу.
* * *
Однажды я позвонил в одну производственную компанию,
прорекламировавшуюся в "Комсомольской правде", и спросил, есть ли
отдача. В ответ было сказано, что отдача отличная, такого эффекта
просто не ждали. Эта компания продала продукции по данной рекламе
на 1 млн. рублей за две недели. Наши производители к такой
быстрой отдаче ещё не привыкли. Так вот, в первые десять дней
после рекламы стоящей продукции следует готовиться к плановому
авралу.
Реклама, как в местных СМИ, так и в центральных, помимо роста
продаж позволяет получить и другие эффекты: могут быть ускорены
организация серийного производства, получение госзаказа,
привлечение инвестиций.
1. Организация серийного производства. Сначала идет организация
производства, потом - реклама и сбыт. Только возникает вопрос,
откуда институт или внедренческая фирма возьмут необходимые для
организации производства миллионы рублей? А их можно заработать,
только многократно увеличив сбыт, для чего и служит реклама в
центральной прессе. Можно пойти другим путем отдать разработку
крупному заводу, чтобы он организовал производство за счет
собственных средств, и получать проценты с каждого выпущенного
изделия. Тогда, прорекламировавшись в центральных СМИ и резко
увеличив спрос, можно заключить договор с заводом на более
выгодных условиях.
2. Госзаказ. Возможен городской, областной госзаказ и со стороны
федеральных структур. Очевидно, что расходование средств бюджета
на госзаказ прежде всего для организаций, демонстрирующих высокие
темпы роста, не замыкающихся в пределах Новосибирска, а выходящих
на общероссийских рынок, экспортирующих свою продукцию в страны
СНГ, вполне обоснованно. К тому же Правительство России имеет
мощные аналитические службы, поэтому ваша реклама и для них не
останется незамеченной.
3. Привлечение инвестиций. Многие компании, производящие
наукоемкую продукцию, ведут долгие и упорные переговоры о
привлечении инвестиций, как правило, запрашиваемый объем
составляет от 500 тыс. рублей до 5 млн. рублей. Если речь идет о
государственных фондах, то они располагаются в Москве, заявителей
очень много и потому нужно как-то выделиться. Хорошая реклама в
центральных газетах облегчает эту задачу.
4. Мобилизация. Особо доказывать тот факт, что работа
производителей наукоемкой продукции может быть улучшена, не
нужно. Разговоры об улучшении деятельности можно вести
бесконечно, годами. А можно назначить время Ч. Реклама в
общероссийской газете очень серьезное решение. Мало заключить
большое количество договоров, их еще нужно выполнить. Объективно
возникнет необходимость в короткие сроки повышать качество
собственной работы. С другой стороны, звонки от заинтересованных
потребителей из разных регионов страны поднимут энтузиазм вашего
коллектива, тогда и реформы проводить гораздо проще.
Грядущий экономический бум в стране будет многим замечателен, но
одним из самых ярких и заметных его проявлений, несомненно,
станет скачкообразный рост наукоемкой продукции и продвигающей ее
рекламы.
стр.
|