РЕФОРМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Нина Коптюг
Дискуссии о реформе образования ведутся сегодня в разных странах.
Отчасти предлагаемые меры совпадают с теми, что обсуждаются в
России, отчасти расходятся. Бытует мнение, что наиболее
загруженными и трудолюбивыми являются школьники Японии, у них и
программы самые большие, и домашние задания объемные, и каникулы
самые маленькие.
Стереотип представления о японцах — наверное, самая работящая
нация, и поэтому перегрузки школьников кажутся естественными.
Однако в последние годы работники образования забили тревогу, их
волнует здоровье детей, появились предложения об изменении
школьных программ и о реформе образования. Один из важных
факторов, влияющих на дискуссии о необходимости скорых
преобразований в школьной системе, — стресс, все более
распространяющийся среди учеников и учителей. Одни не могут
выполнить все требования, другие не могут добиться их выполнения.
И в том и в другом случаях возникает громадное давление на
психику. Несоответствие ожидаемому уровню знаний для японцев —
тяжкий груз. Разочарование влечет за собой заболевания,
самоубийства.
Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологии
Японии разработало новые требования, призванные ограничить
перегрузки детей в школах, сделать материал полегче, чтобы
большая часть учеников усваивала программу самостоятельно и
добивалась хороших оценок. Противники перемен волнуются — по их
мнению, уже сейчас заметен спад в усвоении материала и интересе к
науке, технике, математике. Если еще снизить уровень требований,
что будет дальше? Дотошные японцы не поленились просчитать
долгосрочный эффект изменений в школьной программе с помощью
диаграмм, статистики. Например, если в начальной школе убрать
преподавание науки (так в Японии, как и во многих странах мира,
называются вводные курсы по естественным наукам), то в третьем
классе дети будут рисовать карты погоды, но не будут знать ничего
о географии. Изучение многих явлений в химии, биологии, физике
целиком переместится в старшие классы. При этом уменьшится
собственно содержание традиционных курсов. Так, например, из
школьной программы выпадют: понятие "свободное падение", учение
Галилея; школьники получат лишь отрывочные сведения об основных
законах, управляющих вселенной.
Подобные преобразования ставят под угрозу будущее, считают
специалисты. Что будет, когда "разгруженные" выпускники школ
начнут поступать в вузы? С 2002 года, помимо общей реформы
школьного образования, планируется переход на пятидневную учебную
неделю. Такие темы, как эволюция человека, наследственность,
ионизация и многие другие исчезнут из школьных курсов. Выпускники
школ, даже если они поступят в университеты, не будут знать
основных понятий по многим отраслям науки. Если реформа
образования произойдет сейчас, считают преподаватели многих
вузов, то в 2006 году, когда первые новоиспеченные
"реформированные" подростки придут в вузы, они окажутся
неподготовленными к тому, что их ждет. Уже сейчас, как отмечают
некоторые профессора, на глазах растет число студентов, которые
поднимают руки среди лекции, чтобы задать вопрос, потому что не
понимают, о чем идет речь. По мнению вузовских и научных
работников, нельзя проводить реформу школы, не принимая во
внимание происходящее в вузах. Некоторый разрыв между школьной
программой и требованиями к вступительным экзаменам в вуз
отмечался всегда и везде. Но ведь не все выпускники поступают в
высшее учебное заведение, а те, кто поступает, обычно занимается
дополнительно. Однако если часть предметов исключить из школьной
программы, как смогут готовиться к дальнейшей учебе школьники?
Сотрудники министерства считают, что бояться нечего, с 1964 года
японские школьники показывают высокие результаты в математике и
различных науках — на мировом уровне. С другой стороны, интерес
учащихся к этим предметам неуклонно падает. Стоит ли насильно
вталкивать в детей знания, которые могут им никогда не
понадобиться в жизни? Как определить, что окажется нужным через
несколько десятилетий, когда сегодняшние дети превратятся в
основную рабочую силу страны? Некоторые ученые, педагоги
предлагают дать школьникам большую свободу выбора. Пусть дети не
пользуются учебником, если он кажется им скучным, а используют
другие пособия, даже научно-популярную литературу по предмету.
Конечно, это предложение вызывает немало споров, но и его
обсуждают, стремясь найти выход. Главное умение, которое
необходимо развивать в третьем тысячелетии, — это способность
самостоятельно мыслить.
Интересно, что на страницах газет в ходе дискуссии об образовании
и его реформе помещаются статьи специалистов разного уровня и
профиля, высказывающих самые противоположные взгляды. Так,
представители министерства настаивают на реформе, затрагивающей
всеобщее образование, рассуждают о требованиях к школьной
программе как единому явлению. Преподаватели по отдельным
предметам выражают мнение о своих аспектах обучения, не опасаясь
нападок и гонений. Мне показалась очень интересной статья
Тристана Мортен-Спенсера "Обучайте английскому языку тех детей,
кто желает учиться" (Asahi Evening News, February 10, 2001).
Европеец преподает английский язык в Японии, где изучение
иностранного языка является обязательным в старших классах. В
классе около сорока человек. Многие дети не могут усвоить язык,
поэтому они протестуют, как все дети: шумят, безобразничают, не
делают домашние работы, отказываются выходить к доске... По
мнению преподавателя, языковая группа должна быть гораздо меньше,
10–20 человек. В каждом классе из сорока человек найдется десяток
таких, кто интересуется языком, хочет его изучить и усваивает всю
программу. Но в Японии, считает автор статьи, как нигде,
ощущается давление сверстников. Японцы панически боятся
выделиться, быть не такими, как основная масса. Если тридцать
человек, то есть подавляющее большинство, ведут себя плохо и не
желают работать на уроке, то урок оказывается практически
бесполезным и для тех десяти, кто может и хочет заниматься.
Во-первых, они боятся насмешек и преследования со стороны
соклассников. Во-вторых, они просто не могут полноценно работать
в такой атмосфере, а иной раз даже не слышат учителя.
Нужно ли подвергать такому стрессу учеников, которые страдают от
нерадивых соклассников, чье поведение нарушает нормальное течение
урока? Вести уроки в подобном классе — тяжкое бремя для учителя,
что также ведет к стрессу. Английский язык, считает специалист,
не нужен как обязательный предмет в японских школах. Его можно
сделать факультативом, либо вообще вести только в вузах, когда
человек определяется с будущей специальностью и знает,
понадобится ли ему иностранный язык в дальнейшей жизни. Пока
английский язык насильно вталкивается всем ученикам в школе,
страдают и те, кто хочет его изучать, но слишком мало получает
из-за обстановки на уроках, и те, кто не хочет его изучать, но
должен как-то усваивать школьную программу и сдавать требуемые
экзамены. Страдают и преподаватели, вынужденные вести предмет,
который у большинства учащихся не вызывает никакого энтузиазма...
Замечу, что точка зрения, высказанная на страницах японской
газеты, вызывает неоднозначную реакцию, например, у русского
учителя. Однако человеку дали возможность выступить, значит, тема
заслуживает внимания.
О необходимости реформы образования говорят в разных странах.
Например, в своем первом публичном выступлении в качестве
президента в январе 2001 года Джордж Буш сказал, что хочет как
можно скорее рассмотреть проблемы образования. В американской
печати уровень образования в школах США, потребность в
переменах — постоянная тема. По сравнению с другими странами, особенно с
Россией и Японией, американские школьники отнюдь не перегружены
учебой. Обязательными обычно являются восемь классов, хотя
варианты существуют, так как в разных штатах есть разные законы и
разные требования к выпускникам. Если школьники не сумели сдать
экзамены за восьмой класс на должном уровне, они не переходят в
следующий класс и покидают школу. Дальнейшая их судьба — забота
родителей: если хотят и могут, устраивают их в частные школы;
если не могут, устраивают на работу. Можно привести разные цифры.
Например, в одной из школ Нью-Джерси из 56 учеников экзамен за
восьмой класс на должном уровне сдали 9, они-то и перешли в
девятый класс. В старших классах школ обычна двухступенчатая
система, "младшая старшая школа", то есть 9 и 10 классы, и
"высшая старшая школа", то есть 11 и 12 классы. Часть колледжей
принимает выпускников десятых классов, но большая часть колледжей
и университетов ориентирована на выпускников полного школьного
курса, то есть 12 классов. При этом во многих штатах страны
старшеклассники должны посетить лишь определенное число часов,
либо один-два избранных ими предмета, за последние два года, то
есть фактически ведется подготовка к поступлению в вуз по уже
избранному направлению. Фиксированных классов, где обучаются те
же самые ученики, как у нас в стране, независимо от уровня
успеваемости, в США зачастую нет. Живя в Нью-Йорке в середине
1990х годов, мы столкнулись с такой проблемой: закончившая восемь
классов дочь должна была сдавать экзамены и поступать в одну из
четырех бесплатных школ для старшеклассников. Всего четырех на
огромный город. Нам объяснили, что в большинстве школ не
набирается достаточное количество детей, которые могут и хотят
сдавать экзамены и учиться еще четыре года, поэтому осталось так
мало государственных бесплатных школ. Все они были
специализированными, в зависимости от проявленных интересов
школьники могли поступать в школу, например, с техническим или с
научным уклоном. Самая известная из них — школа Стюйвезант,
конкурс в которую достигал десяти человек на место.
В некоторых штатах бьют тревогу уже давно: более трети школьников
покидает школу, не доучившись и не получив никакого аттестата.
Уровень знаний таков, что сотрудники отделов образования
предлагают вводить экзамены по чтению в конце девятого класса
(для сравнения, в России подобный экзамен часто проводят в конце
третьего класса, то есть по окончании начальной школы). Ежегодно
проводится федеральный обзор школ по штатам и выдается средний
балл за уровень преподавания по дисциплинам. Трудно себе
представить, но биология и преподавание эволюции, например,
по-прежнему остается в США яблоком раздора. Знаменитый "обезьяний
процесс" в середине 1920-х годов, когда был осужден учитель
биологии, преподававший эволюцию по Дарвину, а не по библии, не
забыт и не потерял своей актуальности. Американцы помнят и фильм
"Пожнешь бурю", где героя гениально сыграл Спенсер Трейси.
Оказывается, и сегодня во многих школах эволюция либо преподается
в сокращенном или извращенном виде, либо вовсе опускается из
школьной программы. В десяти штатах страны в школах не
упоминается даже слово "эволюция" (Albuquerque Tribune, September
2000). Штат Нью-Мексико, например, получил оценку С (3) за
преподавание биологии. Между тем специалисты утверждают, что
биология и теория эволюции необходимы любому школьнику для
нормального усвоения начатков физики, химии, астрономии...
Один из вариантов улучшения школьной программы и реформы
образования, считают в США, — дистанционное обучение. Многие
школы предлагают ученикам учиться "со своей собственной
скоростью", не отходя от домашнего компьютера. Все нужные
сведения и задания пересылаются электронной почтой и через
интернет; далее учащийся может соединиться с учителем в реальном
времени или просто переслать свои ответы, а затем получить
оценку. Оплачивает такие услуги школа, получающая деньги от
отдела образования. Можно предлагать различные преобразования и
вводить новые методы обучения. Главное — не забывать основные
истины, а именно: скорость света одинакова, на каком бы языке ее
ни выражали. Заряд электрона одинаков в Канзасе и в Сибири. А два
плюс два равно четырем, даже если ты улетишь на Альдебаран.
Впрочем, если верить фантастам, возможны варианты.
стр.
|