ЗАПАС ПРОЧНОСТИ
Член-корреспондент РАН Николай МАХУТОВ председатель
Межгосударственного научного совета стран СНГ по чрезвычайным
ситуациям, председатель наблюдательного Совета «Ростехнадзора» по
промышленной безопасности, руководитель первой в мире федеральной
Государственной научно-технической программы «Безопасность
населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска
возникновения природных и техногенных катастроф» и комплексной
программы «Безопасность Москвы». Участвовал в разработке и
обосновании системы запасов прочности на потенциально опасных
объектах, включая атомные реакторы, термоядерные установки,
ракетно-космическую систему «Энергия-Буран». Неоднократно был
председателем и членом Государственных экспертных комиссий по
анализу аварий и катастроф, в том числе и на Чернобыльской АЭС.
Наш корреспондент встретился с ученым во время его недавнего
приезда в Красноярск.
Безопасность края
Николай Андреевич, на одной из встреч с красноярскими учеными
вы заострили внимание на уникальности нашего края с точки зрения
возможных техногенных катастроф. Хотелось бы услышать подробнее
вашу точку зрения. Тем более, что вы являетесь научным
консультантом тома по проблемам безопасности Красноярского края в
многотомном издании «Безопасность России. Правовые,
социально-экономические и научно-технические аспекты».
 |
Чл.-корр. РАН Николай Махутов с ведущим специалистом в области
техногенной безопасности Красноярского научного центра СО РАН проф.
Владимиром Москвичевым.
|
Сейчас по решению Совета безопасности и президента создается
новая философия обеспечения безопасности и защиты населения и
критически важных для национальной безопасности объектов от
природных и техногенных катастроф, от террористических
воздействий. Президент ориентирует нас на то, чтобы под опеку
были взяты в первую очередь критически важные объекты. И к
первой, наиболее важной группе, отнесены объекты радиационной и
ядерной опасности, гражданские и военные. Красноярский край их
имеет. Причем эти объекты в отношении безопасности важны не
только для России, но и для всего мира.
Вторая группа включает в себя крупнейшие гидротехнические
сооружения, аварии и катастрофы на которых могут привести к
ущербу для всей страны в целом. Сюда же входят объекты оборонного
назначения, космического в том числе заводы и КБ. Не забудьте
о важных для страны объектах энергетики это и добывающие
предприятия, и производящие энергию. К сфере национальной
безопасности также относится металлургия. Здесь существует два
вида опасности: первая так называемые «хвостохранилища»,
огромные массивы вынутых из земли шламов, имеющих химическую и
радиационную компоненту. Сюда же можно отнести крупные горные
выработки, которые могут породить обвалы, затопления. И все это
есть в Красноярском крае! Причем этот набор с техногенной точки
зрения представлен очень мощно.
Триединая задача
Ну и что ж нам делать?
Самая очевидная задача организовать мониторинг состояния
этих объектов и довести полученные данные до владельцев объектов,
до властей, то есть государственных систем управления краем и
федерального центра через новые информационные системы, через
создание национального кризисного центра. Ваш край имеет в этом
направлении большие заделы, в том числе в Красноярском научном
центре СО РАН. Например, в институтах Леса и
Вычислительного моделирования ведутся разработки по приему,
первичной и вторичной обработке космической информации. Поэтому,
исходя из поручения президента, ближайшие годы потребуют
существенной активизации трех основных компонентов обеспечения
национальной безопасности и безопасности Красноярского края.
Во-первых, необходимо принять решение о серьезности проблемы и
осознать ее значимость. Вторая задача состоит в концентрации
лучших научно-технических сил на создании новых
информационных, мониторинговых, контрольных, защитных технологий.
Возможности такие в Красноярском крае есть.
И третья задача занять свое место в федеральной,
общегосударственной постановке проблемы. С одной стороны, как
крупнейшая территория, с другой, как крупнейший владелец
потенциально опасных объектов. Если удастся это дело организовать
и повести правильно, объединенными силами науки и промышленности это
и станет решением значительной части проблем национальной
безопасности.
У нас в Академии наук, кстати, уже записаны приоритетные
фундаментальные направления. Таким образом, формальная основа
существует. Президиум Академии наук одобрил эти направления. Мы,
конечно, решали такие задачи и раньше. Но шли поэтапно,
проторенными путями. Теперь ситуация в корне изменилась. Новые
угрозы осознаны, объявлены Советом безопасности и президентом.
Требуется перегруппировать силы, сконцентрировать их, образовать
новые возможности, пойти на определенные затраты, на поддержку на
всех уровнях выдающихся специалистов в этой области а они у
вас тоже есть. Я думаю, тогда и получится результат.
Стратегические риски
А что вы подразумеваете под новыми возможностями?
В крае несколько лет назад создан мощный антикризисный центр.
Но сейчас задача ставится несколько по другому. По решению
Президента Российской Федерации создается федеральный центр с
новыми мощностями, новой идеологией, новой структурой. Куратором
этого центра является Министерство по чрезвычайным ситуациям.
Ясно, что кризисные центры, созданные в регионах, войдут в этот
центр, но им будут поставлены новые цели. МЧС имеет богатейший
опыт по ликвидации последствий разного рода катаклизмов. Теперь
задача состоит в том, чтобы их предупредить! На ранних стадиях
осуществить то, что мы называем «ранний мониторинг» и «ранняя
автоматизированная защита». Даже от мелких чрезвычайных ситуаций,
которые слишком часто перерастают в большие. Нужно перенести
центр тяжести на упреждение, за несколько лет подготовиться к
тому, что может ждать нас в будущем.
Предвидение за несколько лет тех опасностей, которые будут
угрожать России, ее народу, мы назвали «проблемой стратегических
рисков». Мы, ученые, всегда занимались рисками и занимаемся ими
каждый на своем уровне. Но теперь существуют риски, касающиеся
всей страны. Эти риски, по нашему мнению, требуют уже другого
понимания, что и подтверждено решением Совета безопасности и
президента. Теперь они относятся именно к их компетенции.
Подобной постановки задачи в отдельно взятой стране еще никогда
не было. В этом ключе Россия опять стала мировым лидером.
Но ведь у нас уже существует научно-технический совет
Сибирского округа МЧС, который базируется в Красноярске.
И МЧС, и его региональные центры имеют дело с известными
чрезвычайными ситуациями и рисками, которые мы смотрим каждый
день по телевидению. Но эти риски являются только частью
стратегических рисков, может быть, даже не первостепенной.
Поэтому весь накопленный опыт должен быть задействован.
Созданная в Красноярске система явится элементом большой системы
анализа стратегических рисков. Вы упомянули о серии книг
«Безопасность России». Ни в одной стране мира нет такой
энциклопедии! А если вы откроете свой том, то вполне можете
заменить Красноярский край на Россию. Задумка, заложенная в эту
книгу, является прообразом комплексного анализа всех рисков,
которые существуют у нас в стране. Выработка региональной
политики, направленная на уменьшение и снижение этих рисков по
всем направлениям, станет примером для всей страны. Именно сумма
направлений, сумма угроз, сумма опасностей и создает в конце
концов тот стратегический риск, который определяет: будет
Россия не будет России. В этом направлении Красноярский край в России
оказывается лидером! Правда, мы сделали более ранний том по
безопасности Москвы
Так вы же и являетесь руководителем государственной программы
«Безопасность Москвы»!
Да. Но если по Москве мы сделали только постановку вопроса, то
на примере Красноярского края провели уже комплексную отработку
нового подхода к стратегическим рискам. Пилотный проект по
Красноярскому краю, я считаю, оказался удачным.
Честно говоря, меня удивило то, что вы приехали в Красноярск
отметить, на первый взгляд, не такое уж и большое событие 15-летие
Научно-производственного предприятия «СибЭРА».
В серьезных делах случайных действий не бывает. Так вот,
«СибЭРА» была задумана как элемент комплексной оперативной
диагностики аварийных ситуаций. Двадцать лет назад мы уже знали,
что к этому необходимо готовиться: объединять научные силы,
создавать организации, готовить людей. В проблеме национальной
безопасности этот короткий отрезок времени 15 лет оказался
очень важным. Заслуга «СибЭРЫ» состоит в том, что эта организация
в Красноярском крае оказалась в свое время на острие задачи,
сформулированной только сейчас. То, что на скромном юбилее
присутствовали руководители и владельцы крупнейших предприятий тех
потенциально опасных объектов, которые попадут в список
критически важных объектов для страны, говорит о многом. Опыт
«СибЭРЫ» может стать вторым пилотным проектом для всей страны.
Хорошие диагностические организации есть во многих регионах, но
сочетание всех компонентов «Наука образование производство»
плюс хорошее диагностическое оборудование, техника,
производственные площади, контакты с важнейшими предприятиями прекрасный
образец для подражания. Многие люди, работающие здесь мои ученики. Но
даже если бы этого не было, все равно опыт НПП «СибЭРА» мне,
специалисту в области техногенной безопасности, был бы интересен.
Жаль, что время вашего визита в Красноярск на исходе.
Хотелось бы поговорить еще о многом
Когда вы снова будете у нас?
Не знаю, как скоро, но точно приеду! Надеюсь, что и вы будете
заниматься вашей очень нужно работой.
Спасибо. Надеюсь, что буду
Беседовал Сергей Чурилов
Фото Бориса Кабреша
стр. 9
|