ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ НАУЧНОГО ГОРОДКА
На территории Новосибирского научного центра действуют около ста
частных предприятий, специализирующихся на наукоемкой продукции.
Недавно они объединились в ассоциацию участников научной и
инновационной деятельности "СибАкадемИнновация". Цель ее
создания содействие развитию инновационной деятельности через
организацию открытого, взаимовыгодного сотрудничества с
академическими и отраслевыми научными структурами,
промышленностью и финансовыми структурами.
Более подробно об этом рассказывает Андрей Ременный,
исполнительный директор Ассоциации, отвечая на вопросы нашего
корреспондента Валентины Садыковой.
Весь прошедший год с трибун совещаний мы слышали
инновация, инновационный бизнес, инновационный путь развития... В
том же году образовалась и ваша ассоциация "СибАкадемИнновация".
Какова цель ее создания и какие проблемы она может решать?
Начнем с благозвучного термина, позаимствованного в
англоязычных странах. Коротко говоря, инновация процесс
воплощения идеи, научной разработки в коммерческий или социально
значимый продукт. Думаю, у многих тут возникнет ассоциация с
подзабытым лозунгом "внедрение научно-технических достижений в
производство". И многие вспомнят, с каким трудом шло "внедрение"
во времена командной экономики, когда годы уходили только на
преодоление многочисленных бюрократических барьеров, не говоря уж
об отсутствии реальной экономической заинтересованности самих
предприятий в нововведениях. Казалось бы, времена изменились, и
промышленники должны бы давно выстроиться в очередь к институтам
за готовыми разработками, а институты получать заказы на новые
технологии и прикладные исследования. Но этого не происходит.
|
|
Отечественная промышленность пока еще не имеет того запаса
устойчивости, который позволяет вкладывать средства в НИОКР и
разработки, не доведенные до стадии промышленного образца.
Зачастую, менее рискованной оказывается закупка зарубежной
технологии и готового оборудования, пусть более дорогого. С
другой стороны, научные институты не стремятся брать на себя
функции конструкторских и технологических бюро обычно,
разработка, доведенная до действующего лабораторного образца,
полностью удовлетворяет своего создателя в научном плане. Такая
ситуация характерна не только для нашей страны. Мировой опыт
показывает, что задачи доведения научных разработок и идей до
коммерческого продукта наиболее успешно решают небольшие
высокотехнологичные компании, которые возникают вокруг научных
центров.
Активная государственная поддержка таких компаний осуществляется
не только в технологически развитых странах, но и в странах,
которые мы относили к "третьему миру" в Китае, Индии, Малайзии
и даже во Вьетнаме идет строительство прекрасно оснащенного
технопарка для развития наукоемких технологий. Что касается нашей
страны, то поддержка инновационного бизнеса пока носит чисто
декларативный характер. И тем интереснее опыт малых компаний
Академгородка, которые успешно работают в этой сфере.
Мы знаем, как много выпускников университета и научных
сотрудников ушло в свое время в бизнес, где они возглавляют
теперь солидные торговые и производственные предприятия, но
прослойка тех, кто занимается высокими технологиями чрезвычайно
мала. Это говорит о том, что наукоемкий бизнес требует особенной
энергии, отдачи и, я бы сказал, преданности этому делу.
Общим для этих компаний является то, что, во-первых, ими
руководят люди, сочетающие в себе широкий научный кругозор и
незаурядные организационные способности, которые позволяют им
находить нестандартные решения на стыке различных направлений.
Во-вторых, история каждой из компаний насчитывает уже порядка
десяти лет, и они видят конкретную перспективу своего дальнейшего
развития. И, наконец, все они связывают свое будущее с
Академгородком. Идея объединения инновационных предприятий в
ассоциацию не нова. Она периодически возникала в последние годы.
Но только сейчас, когда у всех я имею в виду и СО РАН, и
администрацию Советского района, и областную власть
сформировалось понимание необходимости поддержки и ускорения
инновационных процессов с опорой на малый бизнес, пришло время
для реального объединения.
Наша ассоциация "СибАкадемИнновация" учреждена ведущими
компаниями Академгородка при участии и поддержке СО РАН и
областной администрации в лице Фонда поддержки науки и высшего
образования. Мы выделяем две основные задачи Ассоциации.
Первая политическая. Это защита интересов входящих в Ассоциацию
компаний, выработка единых подходов к решению общих проблем.
Вторая развитие инновационного бизнеса в регионе и
формирование благоприятной для него среды. Поэтому мы создаем при
Ассоциации службы, которые облегчат решение задач, связанных с
использованием интеллектуальной собственности, разработкой
инвестиционных бизнес-планов, юридической проработкой контрактов,
внешнеэкономической деятельностью и т.д. Пользуясь
предоставленной возможностью, я приглашаю в Ассоциацию
организации, разделяющие ее цели и задачи, а также всех, кто
хочет реализовать свои идеи и разработки.
Андрей Николаевич, расскажите немного о наукоемких фирмах,
вошедших в ассоциацию. Как им удалось выстоять в предыдущие годы
"великой депрессии"?
Для любого коммерческого предприятия правильный выбор сектора
рынка для своей продукции это половина успеха. Дальше
побеждает тот, кто стремится предложить более качественный товар
и больше любит своих клиентов. Но инновационным компаниям
приходится решать и еще более сложные задачи ведь зачастую
рынка на продукт, который они разрабатывают, просто не
существует! Поэтому история этих предприятий не только история
создания новых технологий, это и история нестандартных
маркетинговых решений для их продвижения. Именно с этой точки
зрения я и хотел бы представить компании, входящие в Ассоциацию.
Разработанный компанией "МЕТА" (в сотрудничестве с Институтом
катализа) прибор "Sorbi" поначалу предназначался для применения в
узком классе технологических процессов. Однако, апробация прибора
на отдельных промышленных предприятиях выявила большой спрос на
сходную методику анализа материалов со стороны предприятий
смежных отраслей. Цепочка спроса потянулась, и сейчас "МЕТА"
выпускает уже несколько модификаций прибора. То же происходит и с
другими технологиями, разработанными компанией: автоматизация
процессов разливки стали и система очистки воды с применением
мембранной фильтрации вызывают целый каскад спроса со стороны
предприятий после того, как технологии были успешно установлены и
дали экономический эффект хотя бы в одном случае.
Компания "ЭкоНова" признанный лидер в разработке приборов для
жидкостной хроматографии. Стиль компании отработка технологий
до совершенства. Достаточно сказать, что отдельные механические
детали их последней разработки прибора "Милихром А-02" по
своим точностным характеристикам не могут быть изготовлены на
оборудовании, которым располагают предприятия Новосибирска, и эти
детали приходится заказывать за рубежом. Приборы компании
поставляются в лаборатории ведущих Российских НИИ, РАО ЕЭС, МВД,
ФСБ, а также на экспорт, в том числе в Германию, Францию и США.
История компании "ТАЙРУС" это пример того, как технология,
основы которой были заложены в академическом институте,
целенаправленно усовершенствовалась в рамках коммерческого
предприятия и привела к реализации промышленного выпуска
кристаллов ювелирного качества. Изумруды, рубины, сапфиры
"ТАЙРУСА" желанный товар для множества зарубежных компаний,
специализирующихся в огранке драгоценных камней.
Компания "Медико-биологический союз" начинала (одной из первых) с
разработки тест-системы на ВИЧ-инфекцию. Сейчас она выпускает
целый спектр диагностикумов на различные заболевания и работает
над другими биотехнологическими проектами. Освоив производство
стандартных панелей для контроля качества тест-систем, компания
не только создала новый продукт, не выпускавшийся ранее, но также
создала и рынок этого продукта. И сейчас стандартные панели
составляют существенную долю в структуре ее продаж.
Международный научный Центр по теплофизике и энергетике работает
над крупным проектом, реализация которого позволит создавать
заводы по уничтожению опасных промышленных отходов и токсичных
материалов на основе плазменно-химической технологии. В прошлом
году этот проект выиграл конкурс русских инноваций и вызвал
огромный интерес у зарубежных фирм, но, к сожалению, только у
зарубежных.
Несколько слов о проблемах, вернее, о самой острой из них. Все
наши компании находятся на том уровне, когда для дальнейшего
развития им необходимы производственные площади. В среднем, это
2000 квадратных метров на каждую. Эта проблема, которую надо
решать сообща и с городскими властями, и с СО РАН.
И, наконец, что помогло этим людям я имею ввиду руководителей
инновационных компаний пережить хаос 90-х годов, сохранить и
усилить свое дело. Я думаю, на девяносто процентов это их жены
и дети. Крепкая семейная поддержка нужна всем, но человек,
посвятивший жизнь инновациям, без нее просто не обойдется...
Может ли быть полезен опыт, приобретенный иннновационными
фирмами в доведении научной идеи до продукта и потребителя, в
более широком масштабе?
Безусловно, опыт, накопленный инновационными фирмами
Академгородка, будет полезен как другим компаниям, так и людям,
планирующим создание своих предприятий в этой сфере деятельности.
Я вижу, что просто общение между собой в рамках Ассоциации уже
помогает фирмам находить решение некоторых задач. Сейчас мы
наполняем информацией сайт Ассоциации, где будут представлены все
аспекты ее деятельности, возможности и продукция ее членов. Я
думаю, было бы полезно, если и на страницах "Науки в Сибири"
каждая компания рассказала о себе и секретах инновационного
бизнеса.
Какие общие выводы можно сделать по реализации научных
разработок, основываясь на опыте инновационных фирм? Мне
представляется, что разработчикам не стоит ждать, пока к ним
кто-то придет. Надо активнее внедряться в те секторы экономики,
где сейчас появились деньги. Это добывающая и перерабатывающая
промышленность. К сожалению, Новосибирск в своей основе город
машиностроения, где проблема может решиться только коренным
обновлением основных фондов. Поэтому не случайно, что основное
количество разработок инновационных компаний находит применение в
металлургической и химической промышленности за пределами нашей
области. Вообще, это очень интересный вопрос правильное
определение "точек роста" нашей промышленности с направлением
инновационных усилий в эти точки, и он бы мог стать темой
отдельной дискуссии.
Как вы считаете, какое место должно быть отведено
инновационному бизнесу в концепции технополиса?
Как я уже говорил, все наши компании считают Академгородок
своим "домом". От этого и конструктивное отношение к проблемам
его обустройства и развития. Инновационный бизнес не может
существовать вне научной среды, он заинтересован и в
квалифицированных кадрах, в развитой городской инфраструктуре.
Поэтому Ассоциация готова сотрудничать в этом отношении со всеми.
Единственное условие если такие программы требуют привлечения
средств предприятий, то расход этих средств должен быть
целенаправленным и прозрачным. Одно из наших предложений
создание в Академгородке специального фонда (обязательно
необлагаемого дополнительными налогами), через который фирмы
могли бы направлять деньги на решение конкретных городских
проблем. Что касается программы технополиса, то, я думаю, у нас
есть взаимопонимание и с администрацией Советского района, и с СО
РАН по задачам программы и нашей в ней роли.
стр. 5
|