СИБИРСКИЙ ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАК ПЕРВЫЙ ШАГ СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В НОВОСИБИРСКОМ АКАДЕМГОРОДКЕ
Выступление академика Н. Добрецова на совещании по вопросам
развития информационных технологий.
На Сибирское отделение Академии наук с момента его создания в
1957 году было возложено две главные миссии: развитие широкого
фронта фундаментальных исследований по важнейшим научным
проблемам; научное содействие решению проблем развития
производительных сил Сибири и Дальнего Востока, включая создание
минерально-сырьевой базы (нефть, газ, алмазы, где вклад ученых
СО АН был решающим).
В преддверии 50-летия создания Сибирского отделения АН можно
сказать, что с обеими миссиями Отделение успешно справилось.
Вместе с тем, мы понимаем, что наша страна не может быть сырьевым
придатком развитых государств, и ясно осознаем задачи,
поставленные Президентом Российской Федерации В. Путиным: перевод
экономики на инновационный путь развития и удвоение на этой
основе ВВП страны к 2010 году.
Инновационная политика была впервые обсуждена на Совете по науке
и высоким технологиям при Президенте РФ в связи с обсуждением
проблем наукоградов. Тогда же 2 года назад было озвучено
предложение по созданию особых экономических зон. К сожалению,
это предложение до сих пор не реализовано. Представленный сегодня
МЭРТ РФ проект Федерального закона незначительно отличается от
предшествующих предложений и не очень понятно, почему было
потеряно столько времени, тем более что этот закон не требует
значительных затрат государственного бюджета. Сибирское отделение
РАН решительно поддерживает этот закон и считает, что его
необходимо принять в первом квартале 2005 года, учитывая, что со
второго квартала начинается формирование Государственного бюджета
2006 года, а в 2005 надо уже создать Сибирский ИТ-центр, так что
времени не остается.
 |
|
По поручению В. Путина, при активном участии ученых СО РАН была
разработана «Стратегия экономического развития Сибири», принятая
Правительством РФ 7 июня 2002 года. Для реализации «Стратегии
»
по инициативе Президента РАН академика Ю. Осипова и тогдашнего
Полпреда Президента РФ в Сибирском федеральном округе
Л. Драчевского, в соответствии с поручениями Президента РФ В. Путина, межведомственной комиссией при Минобрнауки РФ
подготовлен и направлен в Правительство РФ проект Концепции
Программы, обеспечивающей инновационное развитие Сибирского
научно-производственного комплекса. Согласно Концепции система
программных мероприятий включает три основных направления:
развитие фундаментальной науки и образования; реализация крупных
инновационных проектов национального масштаба; создание элементов
региональной инновационной инфраструктуры.
Я коснусь только второго и третьего направлений (т.е. создания
ОЭЗ на территории Сибири).
Сибирское отделение РАН имеет опыт реализации крупных
государственных проектов. Так, Объединенный институт катализа
СО РАН в 2002 году выиграл в Минпромнауки РФ грант на реализацию
мегапроекта «Разработка и промышленное освоение катализаторов и
каталитических технологий нового поколения для производства
моторных топлив», участниками которого являются 5 институтов РАН,
6 вузов, 7 проектных организаций и 8 производственных компаний.
При бюджетных вложениях в этот мегапроект в 350 млн рублей, уже к
2004 году реализовано дополнительной продукции более чем
на 1,5 млрд рублей. Ожидаемые общие результаты проекта к моменту его
окончания в 2006 году составят порядка 5 млрд рублей.
Пример с проектом по катализаторам показывает, что по тем
направлениям, где мы имеем неоспоримое преимущество в мире, можно
применять тактику «перегонять не догоняя». Ряд институтов СО РАН
уже сегодня выполнил большой объем работы по разработке
наукоемких технологий и выпуску продукции. Крупнейшие из 300
законченных разработок СО РАН могут быть реализованы в рамках
государственных мегапроектов, начиная с 2005-2006 годов. Среди
них новые узлы автомобиля ВАЗ, изготавливаемые в рамках
действующей межотраслевой программы «Силовая электроника»;
участок лазерной резки металлов на НЗХК, изготовленный и
запущенный Институтом теоретической и прикладной механики СО РАН.
Такой же работает в ОАО «ЭлСиб».
Другие разработки, включающие электронно-лучевые, импульсные,
био- и фармацевтические технологии, новые прогрессивные материалы
могут быть реализованы в рамках предполагаемых
технико-внедренческих и промышленно-производственных зон,
создаваемых в Новосибирске и других крупных городах Сибири.
Учитывая имеющийся задел, мы и здесь можем добиться быстрого
успеха при необходимой государственной поддержке. Пока же мы
регулярно слышим от Минфина РФ, что инновационная деятельность это не дело
Академии наук. А чье это дело? Кто кроме РАН может
быть реальной инновационной силой?
Ускорить процесс должна имеющаяся договоренность с Китайской
академией наук и региональными правительствами провинций о
создании совместных технопарков в Китае в гг. Шеньян и Чанчунь и
в России в гг. Новосибирск и Иркутск для производства
наукоемкой продукции гражданского назначения. Во-первых, через
Китай мы выходим на громадный рынок Юго-Восточной Азии, с которым
у Китая многосторонние связи; во-вторых, китайцы готовы
инвестировать совместное производство в России. Сотрудничество с
Китаем естественно должно развиваться с учетом национальных
интересов и безопасности России.
Первым этапом реализации инновационной программы уже в 2005 г.
должно быть создание Сибирского центра информационных технологий
в рамках пилотного проекта о технопарках и центрах в сфере
информационных технологий, доложенных министром Л. Рейманом.
Развитие ИТ-индустрии вошло в качестве одного из приоритетных
направлений в принятую Правительством РФ «Стратегию
экономического развития Сибири». Движение России (и Сибири в
частности) в направлении мирового лидерства в области
информационных технологий и программного обеспечения
обосновывается такими факторами, как:
значительный опыт работы со сложными и крупномасштабными
проектами (в том числе, создание ТЭК Сибири);
высокий научный и образовательный потенциал;
накопленный опыт интеграции научного сообщества (СО РАН),
вузов и производственных структур (в том числе ИТ-компаний);
наличие признанных на мировом уровне специалистов, неадекватно
оплачиваемых на Родине, особенно в Сибири, и вместе с тем,
высокая производительность и качество труда, способность
создавать высокоинтеллектуальные ИТ-продукты.
Новосибирск вместе с Москвой и Санкт-Петербургом входит в число
основных центров программирования в России. В Новосибирске к
настоящему моменту успешно работают более 200 средних и малых
ИТ-компаний, действующих во всех сегментах ИТ-рынка. Более 40 из
них объединились в некоммерческие партнерства «Сибакадемсофт» в
Академгородке и «Информация и технологии» в г. Новосибирске.
Только в указанных двух объединениях работают более двух с
половиной тысяч ИТ-специалистов. Компании «Сибакадемсофта» при
численности 1500 человек произвели в 2004 году программного
продукта более чем на 50 млн долларов США. В 7 вузах Новосибирска
готовят ИТ-специалистов по 22 специальностям с ежегодным выпуском
1500-1700 человек.
Новосибирск, особенно Академгородок, имеет ряд преимуществ по
сравнению с другими известными центрами. Здесь традиционно
действуют мощные научные школы, обеспечивающие теоретическую базу
ИТ-технологий и их применения в различных областях науки и
экономики. Во главе этих школ стояли и стоят всемирно известные
ученые, среди которых Нобелевский лауреат в области
математической экономики ак. Л. Канторович, его ученики
ак. А. Аганбегян и В.Кулешов, математические школы академиков
А. Мальцева и Ю.Ершова, С. Соболева и С.Годунова и др. В этой
области успешно работают 6 специализированных и 17 других
институтов Сибирского отделения РАН.
На базе Новосибирского госуниверситета более 45 лет действует
система непрерывного образования с математическим уклоном,
включающая: ежегодные Всесибирские школьные
олимпиады физико-математическую школу (сегодня СУНЦ) Высший колледж
информатики НГУ магистратуру и аспирантуру в НГУ и
институтах СО РАН. При НГУ успешно действуют также
специализированные центры дополнительного образования, такие, как
Международный центр молекулярного дизайна. Институты СО РАН тесно
интегрированы не только с НГУ, но и с другими вузами, как г.
Новосибирска, так и региона в целом и связаны с ними единой
развитой телекоммуникационной инфраструктурой. На базе НГУ
необходимо развернуть подготовку госслужащих и научно-управляющих
(менеджерских) кадров в области новых наукоемких технологий.
Специфической особенностью создаваемого Сибирского ИТ-центра
является возможность создания сложных, высокоинтеллектуальных
продуктов на основе уникальных алгоритмов и высокого уровня
математики.
Основной целью создания Сибирского ИТ-центра является
формирование системообразующей инфраструктуры для развития
производства ИТ-продукции и ИТ-услуг Сибири в составе
высокотехнологичной территории, существенное увеличение на этой
основе экспорта ИТ-продукции из России.
Предметная деятельность Сибирского ИТ-центра планируется по
следующим направлениям:
инициативное производство собственного высокоинтеллектуального
продукта;
контрактное (заказное, оффшорное) программирование;
аутсорсинг или выполнение субконтрактных работ по заказу
генерального подрядчика или фирмы производителя и т.д.;
консалтинг, системная интеграция и техническая поддержка
ИТ-продуктов;
производство компьютерного оборудования и сервисные услуги по
его обслуживанию;
организация и поддержка постоянно действующей выставки
ИТ-техники и ИТ-продуктов отечественных и зарубежных компаний;
организация подготовки, переподготовки и повышения
квалификации ИТ-специалистов.
В процессе создания в 2005 году Сибирского ИТ-центра и далее
предполагается решение следующих основных задач:
Отработка механизмов эффективного взаимодействия ИТ-компаний
Сибири с вузами округа, институтами СО РАН, органами власти всех
уровней, с учетом профпереориентации для новых условий.
Создание к концу 2006 года, с учетом принятия закона об ОЭЗ,
двух производственных высокотехнологических площадок (в
Академгородке и Новосибирске) с производственными площадями и
технологической инфраструктурой, позволяющей обеспечить механизмы
роста малых и средних компаний, заложить предпосылки для
возникновения и успешной деятельности крупных конкурентоспособных
ИТ-компании.
Развитие консалтингового и маркетингового сервиса, эффективной
системы представительств в регионах России и за рубежом (для
экспертной составляющей).
Развитие финансово-инвестиционных «институтов» ИТ-отрасли и
других высокотехнологичных отраслей.
Формирование государственной поддержки обеспечения надлежащего
качества жизни для высококвалифицированных специалистов
ИТ-отрасли.
Сибирский ИТ-центр может быть создан либо как федеральное
государственное учреждение, при котором планируется управляющая
компания по реализации всего проекта, либо как ОАО с
государственным блокирующим пакетом акций. При этом, в качестве
управляющей компании или представителя государства должно
выступить, по моему мнению, Сибирское отделение РАН или один из
его специализированных институтов.
Комплекс мероприятий по созданию Сибирского ИТ-центра
предусматривает подготовительный период (первая половина 2005 г.,
включая принятие закона об ОЭЗ и подготовку проектно-сметной
документации) и два этапа по реализации, соответственно в
2005-2006 гг. и в 2007-2010 гг. На первом этапе 2005-2006 гг.
предусматривается создание ИТ-центра и завершение формирования в
2006 году двух площадок в Академгородке и г. Новосибирске с
формированием коллектива специалистов численностью до 5000
человек и решением первоочередных социальных вопросов. На втором
этапе (в период 2007-2010 гг.) предусматривается расширение
Сибирского ИТ-центра до 15-20 тысяч специалистов с адекватным
развитием производственно-технологической и социальной
инфраструктуры и создание региональных филиалов (отделений)
ИТ-центра в Томске, Красноярске, Иркутске, Омске, Барнауле и
других городах Сибири.
Коротко о двух производственных площадках в Новосибирске:
Первая и главная площадка в Академгородке, включающая
производственно-офисный корпус (бизнес-центр) на 10-15 тыс.кв.
метров, интеллектуализированную гостиницу на 500-700 мест,
конгресс-центр и площадку для парковки автомобилей (100-150
единиц). Для реализации этой части проекта выделен земельный
участок 1-1,5 га между НГУ и границей Академгородка. При отводе
земли учтена перспектива развития площадки на втором этапе еще на
10-15 тыс.кв. метров, прежде всего за счет самих ИТ-компаний.
При создании территорий предусмотрено строительство объектов
инженерной инфраструктуры в двух участках вокруг НГУ (западнее
ул. Пирогова) и вдоль проспекта Коптюга.
Вторая площадка в г. Новосибирске включает
производственно-офисный корпус (бизнес-инкубатор, бизнес-центр)
на 10-15 тыс.кв. метров, конгресс-центр и место для парковки
автомобилей (100-150 единиц) вокруг ГПНТБ СО РАН и вблизи
СибГУТИ и химико-технологического колледжа им. Д. И. Менделеева.
Вновь привлекаемым к участию в проекте организациям вначале (на
срок до пяти лет) планируется предоставлять имеющиеся площади на
льготных условиях. Постоянные производственные площади должны
строиться на площадках за счет инвестиционных компаний и
собственных средств ИТ-компаний участников проекта. Решением
жилищной проблемы молодых ИТ-специалистов, является приоритетное
выделение под строительство площадок вокруг НГУ, что проработано
с администрацией, в частности, как и продолжение ипотечной
программы строительства жилья совместно с Администрацией области.
Наряду с технико-внедренческой зоной, включающей ИТ-центр и
подзону НИИ, в соответствии с Концепцией программы развития
Сибирского НПК, планируется создание более крупной
научно-производственной зоны высоких технологий.
Объем средств, необходимых для реализации проекта создания
Сибирского ИТ-центра в Новосибирске и в указанных выше регионах
на двух этапах реализации, в текущих ценах оценивается в 6,3 млрд
рублей, в том числе необходимое бюджетное финансирование 2,6 млрд рублей.
Внебюджетное финансирование в рамках проекта будет
осущест-вляться за счет собственных и привлеченных средств
участников проекта, кредитов банков и ипотечных агентств, средств
иных заинтересованных инвесторов.
Бюджетное финансирование проекта может осуществляться за счет
специальных федеральных средств или по ФЦП «Электронная Россия»,
а также из бюджетов Новосибирской области, СО РАН и средств
г.Новосибирска. Возможна поддержка проекта создания Сибирского
ИТ-центра государственными внебюджетными фондами, в частности
«Фондом содействия развитию малых форм предприятий в
научно-технической сфере».
С целью стимулирования перехода российских предпринимателей и
компаний-разработчиков ИТ-продуктов на официально декларируемые
сделки, было бы желательным на законодательном уровне для
ИТ-компаний поднять порог для перехода на упрощенную схему
налогообложения до 150 млн. рублей. Важным вопросом является
использование интеллектуальной собственности. Мы полностью
согласны с Президентом, что решение этого вопроса явно
затянулось.
Ожидаемые результаты по программе развития Сибирского
научно-производственного комплекса: на первом этапе (до 2007 г.)
можно получить дополнительной продукции до 1,5 млрд долларов США
только в г. Новосибирске, и до 4,5-5,0 млрд долларов США до 2010
года в целом по Сибири. Чтобы обеспечить 20-25% роста ВВП за
счет наукоемкой продукции, нужно организовать 5-10 таких зон и
комплексов.
В том числе по Сибирскому ИТ-центру с учетом возможной годовой
выработки 25-30 тысяч долларов США в год в расчете на одного
ИТ-специалиста, объем собственных работ в Сибирском ИТ-центре
может составить 120-150 млн долларов США к концу первого этапа
(2006 г.) и до 500 млн долларов США в год к концу второго этапа
(2010 г.). С учетом работ организаций контрагентов и отдельных
предпринимателей при сложившемся соотношении собственных работ и
работ, выполняемых по кооперации, общий объем выработки в год
может быть увеличен на 20-25 % от указанных цифр.
Почему на фоне большой и амбициозной Программы инновационной
поддержки Сибирского научно-производственного комплекса мы
выступаем за то, чтобы проект создания Сибирского ИТ-центра был
реализован в первую очередь? Это нужно и можно сделать потому,
что создана теоретическая база (в институтах СО РАН); в мире
широко известен брэнд «СО РАН»; есть большой «задел» разработок и
развитая телекоммуникационная инфраструктура; имеется
положительный опыт интеграции ИТ-специалистов в различные области
науки и сферы бизнеса; требуются относительно небольшие
капвложения; легко наращиваются мощности, в том числе за счет
других региональных научных центров.
Вместе с тем, наряду с этим «первым шагом» при соответствующей
государственной поддержке, Сибирское отделение РАН готово взять
на себя ответственность, в том числе персональную, за скорейшее
выполнение всей программы инновационного развития Сибирского
научно-производственного комплекса, ибо понимаем, что мы
опаздываем, и время работает против нас.
Фото В. Новикова
стр. 3
|