Опыт и перспективы подготовки специалистов высшей квалификации
на базе тесного сотрудничества университетов
и академических институтов Сибири
Из доклада академика В. Молодина, первого заместителя председателя
СО РАН (подготовлен с участием ректора НГУ
чл.-корр. РАН Н. Диканского и ректора ТПУ проф. Ю. Похолкова).
В новом веке перед научным сообществом встанут проблемы активного
поиска новых и более эффективного использования известных
источников энергии; борьбы с глобальными экологическими
кризисами; освоения новых регионов и наукоемких производств;
поддержания оптимального уровня иммунитета человека; глобального
изменения климата; социальных изменений в обществе; освоения
планет Солнечной системы и космического пространства; создания
единых систем управления энергоносителями, связью, информационным
обеспечением; высокоэффективных систем медицинской диагностики и
т.д.
Совершенно очевидно, что для успешного решения этих и многих
других сопутствующих задач требуется мощный дееспособный научный
потенциал, совершенствование которого на государственном уровне
невозможно без эффективной системы науки и образования.
В знаменитом «треугольнике» Лаврентьева:
«наука-кадры-производство» составляющая «кадры» сегодня это
развитая уникальная система многоуровневого отбора, подготовки и
воспроизводства кадров высшей квалификации для науки, высшей
школы и экономики России на основе интеграции науки и
образования, широкого использования в обучении кадрового
потенциала и материальной базы академических институтов
Отделения.
Поскольку кадры, способные работать в области создания и
реализации высоких технологий, будут определять переход экономики
на инновационный путь развития, то необходимо особое внимание
уделить рассмотрению проблем науки и элитного образования,
требующих изменения в законодательной базе.
Наиболее эффективной организационной формой элитного образования
является академический университет, являющийся органической
частью научного центра, в котором обучение базируется на кадровом
и исследовательском потенциале признанных научных школ; где
осуществляется непрерывная система подготовки абитуриентов; где
обучение ориентировано на науку и высокие технологии; студенты,
магистранты, аспиранты участвуют в научно-исследовательских
работах совместно с ведущими учеными; учебный процесс обеспечен
современной материальной базой; работает проточная система
поствузовского образования: магистратура-аспирантура, НИИ.
Очевидно, что университетов, столь тесно интегрированных с
научно-исследовательскими институтами Российской академии наук не
может быть много, но такие университеты есть: это МГУ и Физтех,
НГУ и ТПУ.
В качестве примера можно привести НГУ и СО РАН, имеющих более чем
сорокалетний опыт эффективного взаимодействия. Данную модель
следует считать наиболее эффективной. НГУ и СО РАН играют
важнейшую роль в формировании научных школ, кадрового потенциала
академических институтов и профессорско-преподавательского
состава высших учебных заведений Сибири, Дальнего Востока и
Средней Азии. 40% кадрового потенциала СО РАН сформировано НГУ.
Диплом Новосибирского государственного университета
свидетельствует о получении образования международного образца.
Необходимо признание элитного образования на государственном
уровне и создание в качестве структурного звена классического
(академического) университета.
Приоритетной интегрирующей программой СО РАН и высшей школы в
настоящее время является федеральная целевая программа (ФЦП)
«Интеграция науки и высшего образования России» (2002-2006 гг.).
В 150 программах ФЦП задействованы практически все институты
Сибирского отделения, а также классические сибирские университеты
и десятки вузов Сибири.
Важной формой взаимодействия науки и высшей школы является также
сотрудничество в рамках межрегиональной научно-исследовательской
программы «Сибирь».
Одной из главных задач СО РАН является подготовка кадров высшей
квалификации в рамках аспирантуры, докторантуры и института
соискательства в научных учреждениях. За основу взят принцип так
называемой системы проточной аспирантуры. Данная система
позволяет в определенной степени решить проблему оттока
талантливой молодежи за рубеж.
Одна из составляющих академического университета связана с
инновационной деятельностью, поскольку здесь занимаются
подготовкой специалистов в области инновационной и инженерной
деятельности. Кроме того, он участвует в создании инновационной
среды, обуславливающей возникновение малых фирм, занимающихся
трансфером технологий и производством наукоемкой продукции.
Основу их составляют выпускники НГУ, получившие навыки работы в
исследовательских институтах, и сотрудники СО РАН, работающие по
совместительству.
Многолетний опыт интеграции Сибирского отделения РАН с высшей
школой на деле доказал свою эффективность и оказался вполне
дееспособным в современных экономических условиях России.
В докладе был также поднят вопрос об ответственности обучающегося
перед государством. Сейчас ситуация такова, что «бюджетные» и
«платные» студенты имеют на выходе одинаковые права. Если
государственные университеты будут получать полное
финансирование, то выпускники этих вузов должны иметь
обязательство перед оплатившим их обучение государством. Нужен
своеобразный контракт между государством и студентом. Выпускник
такого вуза должен отработать какое-то количество лет по
полученной специальности, либо вернуть затраченные на его
подготовку средства, особенно в том случае, когда выпускник
престижного вуза сразу после окончания учебного заведения
устраивается на работу в иностранную компанию.
В докладе были сформулированы пожелания о ряде изменений в
законодательстве России.
стр. 3
|