ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ БУРЯТИИ
Четвёртого июля исполняется 75 лет Леониду Васильевичу Потапову, доктору экономических наук, ведущему научному сотруднику Отдела региональных экономических исследований Бурятского научного центра СО РАН. Леонид Васильевич — известный человек в нашей стране. В 1994—2007 годах он занимал пост Президента Республики Бурятия.
Накануне его дня рождения наш корреспондент Н. И. Атанов встретился с именинником и расспросил его о жизни и работе.
— Леонид Васильевич, что, по вашему мнению, определило ваш жизненный путь?
— Моё детство пришлось на трудные годы войны и послевоенного восстановления страны. Я благодарен судьбе за прекрасных родителей — выносливым, стойким к невзгодам и преодолению всевозможных трудностей меня воспитали отец-фронтовик Василий Лукьянович и мама-труженица Евдокия Фадеевна.
Отец работал на разных приисках, последним был прииск Талой в Баунтовском районе, откуда в ноябре 1941 г. его призвали на фронт.
Мать, видя, что на прииске ей не поднять малолетних детей, решила выбраться из таежной глухомани, туда, где можно было хотя бы картошку садить — продукт жизненно важный, особенно в годы войны. А тут случай подвернулся. Зимой 1941 года из Аргады Курумканского района пришел обоз с продовольствием для приискателей, и мама упросила взять с собой её с детьми.
В Курумканском районе было два села Аргада — Верхняя, где жили в основном русские, и Нижняя, где жили буряты. Бурятское село было побольше, и мать выбрала его. Она стала уборщицей в школе. Мне тогда было шесть лет, я помогал матери мыть полы, носить дрова и топить печи.
Сельчане нас приняли очень дружелюбно и гостеприимно. Люди здесь отзывчивые. Я всегда говорю: «Буряты спасли нас от голода». Рядом с нами жил Нима Цоктоевич Цоктоев, друг отца. Он и его жена Софья Ивановна Тычина — племянница украинского поэта Павла Григорьевича Тычины — чем могли помогали нашей семье.
В 1946 году вернулся с войны отец, Василий Лукьянович. Он был награжден высшим солдатским орденом Славы III степени, орденом Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу», а также и другими наградами за взятие городов и крепостей.
Отец мечтал выучить детей. Я слышал, как он говорил маме: «Нам не пришлось учиться — будем учить их».
К сожалению, отец трагически погиб на охоте. Как рассказывали его друзья, в последние минуты жизни он сказал: «Передайте Евдокии, чтобы она все продала, а Леньку выучила...».
Я многому научился у бурят. Их природная вежливость, дарованное свыше бережное, трепетное отношение ко всему окружающему миру, к природе, уважительное отношение к старшим и исключительная забота о младшем поколении — это ненавязчиво, день за днем, год за годом впитывалось в меня, русского мальчишку.
Судьба много раз сводила меня с людьми, которые, можно сказать, определяли мою жизнь.
В далекой юности я повстречал верного, надежного и замечательного человека — это моя супруга, мать моих детей Нина Сергеевна. Вот уже полвека мы вместе.
Многому научился я у Андрея Урупхеевича Модогоева. Он, считаю, вырастил меня как специалиста, помог моему становлению как руководителя. Я у него многое перенял из приемов и стиля работы.
Я закончил с отличием Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности инженер-механик. Меня оставляли преподавателем на кафедре электротехники. Однако я попросился в г. Улан-Удэ на ремонтный завод. Работал мастером в паровозоколесном цехе, одновременно читал лекции по электрическим схемам тепловозов в железнодорожном техникуме. Мне было 28 лет, когда я был назначен на должность начальника электромашинного цеха, в 32 года стал главным инженером завода. В 1979 году я защитил кандидатскую диссертацию по теме «Экономико-организационные аспекты автоматизированных систем управления ремонтным производством на железнодорожном транспорте».
 |
На сбойке Северо-Муйского тоннеля, март 2001 г.
|
— В чем, на ваш взгляд, общее и отличительное между наукой и политикой?
— Политика — вещь непредсказуемая, алгоритмы её порой столь извилисты, что инженерной логикой её не вычислить, не понять, не разгадать методом дедукции. Политик ежедневно должен быть готов к решению очень сложных ситуаций. Нельзя забывать, что руководитель, наделенный политической властью, не имеет права рубить с плеча, руководствуясь только своим мнением. Слишком велика ответственность, слишком чувствительными для народа могут быть последствия ошибок политического деятеля как регионального, так и федерального масштаба. В словах и действиях политика всё очень важно, каждое слово нужно продумывать. И всегда нужно уметь выслушивать мнения оппонентов, сопоставлять их, выбирать из многих суждений наилучший вариант. Но уж если решение принято — тут никаких компромиссов, его надо выполнять.
Политик, каким бы ни было у него базовое образование, должен глубоко знать экономику.
Когда я работал в обкоме КПСС, тесно взаимодействовал с Бурятским научным центром СО РАН, с отделом социально-экономических исследований. Первое, что мы сделали — создали концепцию экономического и социального развития Бурятской АССР на 12-ю пятилетку и на период до 2000 года. Документ был одобрен бюро обкома КПСС и лёг в основу разработки пятилетних планов. Совместно разрабатывали проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О комплексном развитии производительных сил Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области на период до 2000 года». Постановление было подписано в сентябре 1987 года.
Проработка подобного рода документов невозможна без научного сопровождения. Но, к моему большому огорчению, когда я работал помощником руководителя администрации Президента РФ и одновременно членом консультативной комиссии Госсовета, я не обнаружил тесного взаимодействия с наукой со стороны комиссии по проблемам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области. «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» разрабатывалась без должного научного сопровождения. Научный Совет так и не был создан, хотя и по указу Президента, и по постановлению Правительства РФ предусматривалось создание такого Совета.
По моему глубокому убеждению, в иерархии документов комплексного стратегического планирования первым этапом должен быть научный прогноз технологического и социально-экономического развития страны. На его основе должны определяться приоритеты и целевые задачи, которые лягут в основу стратегического плана социально-экономического развития страны. На его базе разрабатываются отраслевые стратегии, федеральные и региональные долгосрочные программы и проекты, среднесрочные индикативные планы и т.д. И в заключение скажу, что между наукой и политикой противоречий не будет, если политика научно обоснована.
— Получали ли вы предложения работать в других регионах и на каких должностях? Что реализовано, а что нет? Почему вы свою судьбу связали именно с Бурятией?
— В начале 1990-х годов я работал заместителем Председателя Верховного Совета Туркменской СССР. Тогда из Бурятии пришло письмо за подписью ветеранов партии, политической элиты Бурятии в мой адрес и в адрес ЦК КПСС. Они просили меня вернуться в родные края, чтобы возглавить Бурятскую областную партийную организацию.
Первый секретарь ЦК Компартии Туркмении Сапармурат Атаевич Ниязов высказал серьезные упреки, мол, «мы на вас надеялись, вы были в резерве на выдвижение на более высокую должность», но всё же отпустил. Я до сего дня признателен ему за этот жест.
Прежде чем меня избрали Президентом Бурятии, я дважды в начале 90-х годов оставался без работы. Первый раз, когда указом Ельцина была упразднена КПСС, и второй раз, когда фактически разогнали Верховный Совет Бурятской АССР после известных октябрьских событий 1993 года в Москве.
Но судьба оказалась благосклонной, мне трижды довелось быть Президентом Республики Бурятия, избранным народом.
После сложения полномочий Президента Бурятии в 2007 году я два года проработал помощником руководителя Администрации Президента РФ и членом консультационной комиссии Государственного Совета России. Наверное, работал бы и до сегодняшнего дня. Но московский влажный климат оказался вредным для моего здоровья. И я вернулся в родные края.
Сегодня я работаю ведущим научным сотрудником Бурятского научного центра в Отделе региональных экономических исследований.
* * *
4 июля Л. В. Потапову исполняется 75 лет. В Бурятии он человек-легенда. Об этом свидетельствует сохранившийся в народе почёт и уважение к нему, несмотря на то, что он сегодня, что называется, «не у власти».
Поздравляем Леонида Васильевича со славным юбилеем и желаем здоровья, бодрости, вдохновения!
стр. 7
|