НАУКА, ПСЕВДОНАУКА И МОДНАЯ ЧЕПУХА
Наука важный феномен человеческой культуры. Важный, но далеко
не единственный. За пределами науки лежат поэзия, театр, религия
и многие другие феномены культуры. Математический опыт
подсказывает, что дополнение науки разумно называть ненаукой.
Стоит подчеркнуть, что в ненауку входят многие замечательные
вещи, часть из которых уже упомянута. Есть и менее
привлекательные явления. Одно из них псевдонаука.
Псевдонаука, как и наука, делится на разделы. Некоторые разделы
псевдонауки не имеют аналогов в науке. Обычно в этой связи
указывают уфологию, астрологию и хиромантию. Важно отметить, что
основные классические науки имеют свои псевдонаучные аналоги.
Псевдонаука служит кривым зеркалом науки, искажая ее основные
разделы. Например, существуют псевдоматематика и псевдофизика.
Натурфилософия наших дней принадлежит псевдонауке.
К счастью, псевдоаналоги классических разделов науки значительно
беднее по содержанию и объему, чем их прообразы. Далеко не все
научные теории имеют разработанные псевдоаналоги. В частности,
есть псевдохронология, но нет псевдотопологии и
псевдогидродинамики. Этой бедности псевдонауки есть простое
объяснение: для того, чтобы исказить какую-нибудь содержательную
теорию, ее надо хоть в малой степени знать и понимать. Мне не
известны псевдонаучные сочинения по теории кобордизмов.
По-видимому, их и не будет, так как добраться до понимания слова
«кобордизм», взятого из современной топологии, непросто.
Псевдонаучных теорий, относящихся к первичным математическим и
физическим понятиям числа, точки, длины и времени, пруд пруди.
Конечно, вклад таких псевдотеорий в культуру лежит за пределами
науки.
Убожество, бедность и неполнота псевдонаучных теорий лакмусовая
бумага для теста различения науки от псевдонауки.
К сожалению, тест на неполноту недостаточен. Есть псевдонауки,
поражающие обилием материала. Для них годятся тесты на
претенциозность и локальную правильность.
Нет псевдонауки, которая не заявляет о своих колоссальных
преимуществах над традиционной наукой. Нет псевдонауки, не
основанной на использовании антинаучных технологий, среди которых
шаманство вместо доказательств, апелляция к классикам, туманные
определения, отсутствие логики и самокритичности. Этот список
родовых черт псевдонауки легко продолжит любой ученый.
Тесты на неполноту, претенциозность и локальную правильность,
невзирая на свою простоту, весьма сильны. Их эффективность
подтверждена практикой выявления подавляющего большинства
псевдонаучных теорий.
Как противодействовать псевдонауке? Надо ли этим заниматься?
Стоит ли вести полемику с псевдоучеными? Это вопросы далеко не
простые, и однозначных ответов они не допускают. Кое-какие
соображения все же стоит высказать.
С псевдонаукой, не являющейся наукой по определению, бороться
научными методами не следует. Это бесполезно. Псевдонаука лежит
за пределами науки и научные методы борьбы типа дискуссий,
повторения экспериментов и т.п. ей не нужны. Здесь бывают
эффективны иные приемы.
В качестве одного из замечательных примеров противодействия
псевдонауке можно вспомнить о блестящем опыте Алана Сокала,
профессора физики в университете Нью-Йорка.
В 1996 году он опубликовал статью «Преодолевая границы: к
трансформативной герменевтике квантовой гравитации» в модном
псевдонаучном журнале. Приведу только ее посыл: «Многие
естествоиспытатели, и особенно физики, продолжают отметать то
соображение, что дисциплины, связанные с социальной и культурной
критикой, могут внести какой-либо вклад, кроме, быть может,
периферийного, в их исследования
Но глубокие концептуальные
сдвиги в науке двадцатого века подорвали эту
декартово-ньютоновскую метафизику; дальнейшие сомнения в ее
достоверности выявили исследования по пересмотру понятий в
истории науки и философии, и уже в самое последнее время
феминистские и постструктуральные критики демистифицировали
основное предметное содержание господствующей в западном мире
научной практики, вскрыв идеологию доминирования, скрытую за
фасадом «объективности».
Натурфилософский пафос статьи Сокала вызвал восторг в кругах
«постмодернистских интеллектуалов» от псевдонауки. Но их ожидало
глубокое разочарование. Вскоре Сокал выступил с публичным
разоблачением своей псевдонаучной имитации. Написанная им в
соавторстве книга «Модная чепуха» много лет является одним из
бестселлеров популярной научной литературы и прекрасным антидотом
против агрессивного невежества псевдонауки.
В заключение нужно подчеркнуть, что внутри псевдонауки существует
злокачественное образование лженаука. Есть много различных
определений этого феномена. Мне нравится самая простая и четкая
формулировка: «лженаука это псевдонаука, выполненная на деньги
науки».
Псевдонауке наука не оппонирует. Наука на псевдонауку указывает.
Наука смеется над псевдонаукой и от нее отмежевывается. Лженауку,
паразитирующую на теле науки, наука изживает.
Семен Кутателадзе, профессор.
Новосибирск
стр. 8
|