ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ
Наталья Аблажей, старший научный сотрудник Института истории
ОИИФФ СО РАН, кандидат исторических наук. Автор монографии и
более 40 статей по истории сибирского областничества, русской
эмиграции и межгосударственной миграции между СССР и Китаем.
Темой репатриации в СССР из азиатских и восточноевропейских стран
занимается с 1997 года. Недавно она выступила с научным докладом
на заседании Президиума СО РАН.
 |
|
Массовая эмиграция из Российской империи и СССР, неоднократное
изменение границ государства привели к образованию крупных
русскоязычных и национальных диаспор за пределами страны. На
северо-западе (в Синьцзяне) и северо-востоке Китая (в Маньчжурии)
многонациональная российская диаспора сложилась уже в начале ХХ
в. в результате экономического проникновения России в Китай. Что
касается казахской диаспоры, то ее появление стало следствием
демаркационных соглашений между Россией и Китаем, в ходе которых
произошло разделение казахского этноса, и экономическим
проникновением России в Среднюю Азию в последней трети XIX в.
Завершение в начале ХХ в. строительства Китайско-Восточной
железной дороги (КВЖД) означало соединение кратчайшим путем
Восточной Сибири и Дальнего Востока, что привело к экономическому
доминированию России на северо-западе Китая и способствовало
притоку сюда русскоязычного населения. Максимальная численность
казахской диаспоры в Китае составляла 600 тыс., а число русских
доходило до 200 тыс. человек. Социальные катаклизмы первой трети
ХХ в.: революции 1917 г., первая мировая и гражданские войны,
коллективизация и сопутствующий ей массовый голод способствовали
нелегальной эмиграции из страны и обостряли беженскую проблему.
Миграционное законодательство было в основном отрегулировано уже
в первое десятилетие существования советского государства. С
одной стороны, власть реализовывала программы по репатриации
перемещенного населения и амнистировала некоторые категории
нелегальных иммигрантов, в том числе рядовых участников
гражданской войны, с другой, были введены законы о депортации
политически и социально неблагонадежного населения из пограничной
полосы, принят ряд законодательных актов, ужесточающих выезд из
страны, запрещающих эмиграцию и ограничивающих сезонную и
маятниковую миграцию. На рубеже 1920-1930-х гг. советское
государство перешло от регулирования миграционных потоков к
ограничению, а потом и полному запрещению массовой
межгосударственной миграции.
На протяжении всей советской истории государство было
заинтересовано в возвратной миграции из-за границы, т.е
репатриации, направленной на возвращение этнических переселенцев
и просоветски настроенного населения. Поэтому советская
репатриационная политика была достаточно либеральной, хотя и
регулировалась государством, что обусловило ее не всегда
добровольный характер. Благодаря репатриации удалось вернуть в
СССР в начале 1920-х гг. около 100 тыс. этнических беженцев и
реэмигрантов, перемещенных в ходе гражданской войны; в 1935 г.
более 21 тыс. железнодорожников, бывших работников КВЖД (в связи
с продажей дороги), в 1945-1947 г. около 10 тыс.
реэмигрантов, захваченных отрядами СМЕРШ в Маньчжурии, а также
приглашенных для работы в советскую армию и структуры МВД
переводчиков и добровольно выехавших из Шанхая, Тяньцзина и
Пекина. В 1954-1960 гг. в СССР вернулось более 230 тыс. русских,
украинцев, казахов, киргизов, уйгур, узбеков, татар, выехавших на
целину из Маньчжурии и Синьцзяна. Репатриация была направлена на
реализацию как краткосрочных (развитие транспорта в годы второй
пятилетки, обеспечение кадрами уральской и дальневосточной
промышленности после Великой отечественной войны и освоение
целины), так и долгосрочных планов экономического развития страны
(колонизация окраин). С установлением коммунистической власти в
Китае численность русскоязычной диаспоры практически сошла на
нет, как за счет возвращения русских в СССР, так и вторичной
эмиграции, направленной в Америку и Австралию.
Возвращение на родину определялось целым комплексом факторов
объективного плана, где доминировали политические и экономические
причины. Постепенное сокращение российского (советского)
присутствия в Китае сначала происходило за счет усиления
китайских позиций в экономике региона и целенаправленного
вытеснения иностранного капитала. Японская военная агрессия на
северо-востоке Китая в начале 1930-х годов и последующая
колонизация Маньчжурии привели к политическому и экономическому
доминированию Японии в регионе. После второй мировой войны СССР,
несмотря на усиление своих политических позиций, пошел на
передачу Китаю хозяйственных объектов, ранее принадлежавших
российской стороне. Все это привело к росту безработицы среди
русскоязычной колонии, снижению уровня жизни, что и
предопределило в значительной степени возвращение в СССР.
На протяжении всей советской истории государство декларировало
распространение на репатриантов всех гражданских прав,
предоставление широкого спектра социальных льгот. Но зачастую на
практике это выливалось в массовые репрессии, жесткие ограничения
на перемещения и экономическую деятельность. Пик террора в
отношении репатриантов из Китая пришелся на 1937-1938 гг., когда
было репрессировано более 31 тыс. «харбинцев», из них более 19
тыс. чел. осуждены к расстрелу, и более 10,5 тыс. чел. на
10-25 лет ИТЛ. В 1946-1948 гг. все репатрианты прошли процедуру
фильтрации, примерно треть была осуждена по 58-й статье УК РСФСР
за коллаборационизм на сроки от 10 до 15 лет. В связи с
либерализацией политического режима в СССР во второй половине
1950-х годов фактов массового террора в отношении репатриантов из
Китая уже не было, хотя выходили директивные распоряжения КГБ,
согласно которым все прибывшие из Китая подлежали постановке на
оперативно-следственный учет, снятие с которого планировалось
произвести лишь в 1980-1990-е годы. На сегодняшний день большая
часть репатриантов из Китая, репрессированных в годы сталинизма,
реабилитирована. Как показывают документы, большинству
репатриантов по возращении в СССР удалось избежать политических
преследований, со стороны государства им были предоставлены
гражданские права и широкий спектр социальных льгот.
Сложности адаптации на исторической родине для репатриантов из
Китая были вызваны не проблемой получения советского гражданства,
т.к. натурализация часто имела место задолго до возвращения в
СССР, а психологической готовностью мигрантов интегрироваться в
структуры советского общества, принять произошедшие в стране
политические и социально-экономические изменения, усвоить новые
культурные ценности. При этом приблизительно половина
репатриантов (те, кто родился уже в эмиграции) представляли собой
особую группу, для которой была характерна социокультурная
двойственность: они знали язык, культуру, традиции, но
ассоциировали себя как с СССР, так и той страной, где они
родились и выросли. Существенное воздействие на процесс
интеграции на исторической родине оказывали факторы объективного
плана, где доминировали политические и экономические составляющие
интеграции. В качестве таковых можно назвать: предоставление
гражданства, провозглашение государством равных возможностей для
переселенцев, государственные гарантии трудоустройства и
рассредоточение при расселении. Государство с помощью различных
административных мер старалось избежать компактного расселения
реэмигрантов. Благодаря единству культуры и отсутствию
конкуренции на рынке труда не произошло отторжения обществом
новых мигрантов, хотя в массовом сознании советских людей
закрепился термин «китайцы», характеризующий эту группу
мигрантов.
стр. 7
|