Проект

Предлагаемый для широкого обсуждения проект Концепции подготовлен рабочей группой с участием специалистов и ученых Миннауки, Минобразования, Минздрава, Минстроя России, РАН, РАСХН, РАМН, РАО, РААСХ, Российского координационного комитета профсоюзных организаций науки.
Публикуя данный текст, рабочая группа рассматривает его как "нулевой" вариант - основу для всестороннего обсуждения.

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ НА ПЕРИОД 1997-2000 ГГ.

Наука - важнейший ресурс экономического и духовного обновления России
Активизация государственной научно-технической политики
Укрепление взаимосвязи науки и общества
Реструктуризация сети научных организаций
Кадровое обеспечение научной сферы
Улучшение финансовой ситуации и рационализации использования ресурсов
Укрепление научно-технического потенциала регионов
Повышение инновационной активности
Развитие информационного обеспечения
Совершенствование нормативно-правовой базы науки


  1. Наука - важнейший ресурс экономического и духовного обновления России

    К концу XX века человечество пришло с большими научными и технологическими достижениями, коренным образом изменившими уклад жизни. Именно в этом веке были освоены источники энергии, сопоставимые по мощности с природными явлениями, созданы вычислительные машины, позволяющие расширить возможности человеческого мышления, осуществлено искусственное мультиплицирование биологических особей, созданы системы связи и транспорта, сблизившие людей и континенты, начато освоение внеземного пространства.

    Мы являемся свидетелями и участниками бурного развития науки, техники, технологий. Новые технологические возможности уже реально влияют на ход эволюционного развития Земли. Это накладывает на человечество огромную ответственность, связанную с опасностью усиления антропогенного воздействия на природу. Однако данное обстоятельство не способно остановить или хотя бы замедлить научно-технический прогресс, так как наука стала мощной производительной силой и научный продукт в следующем веке будет определять конкурентоспособность стран на мировом рынке. Созданы и реализованы качественно новые политические, социальные и экономические механизмы, стимулирующие развитие общества, повышающие его демократичность, устойчивость, прогнозируемость, качество человеческих отношений и жизни населения. Именно поэтому эффективное и целенаправленное использование научных разработок позволит находить необходимый компромисс между политическими и экономическими устремлениями и гармонией устойчивого развития человечества в третьем тысячелетии. Тем самым в повестке дня - разработка и реализация курса на превращение отечественной науки в действенный национальный ресурс обновления и развития России, укрепления и наращивания ее интеллектуального, социально-экономического и силового потенциала.

    Обладая в конечном счете исключительно высокой экономической результативностью, современные научные исследования сами по себе становятся все более дорогими. И это объективный процесс, так как уровень и сложность решаемых научных проблем постоянно повышаются. Высокая цена научных исследований заставляет все индустриальные страны самым внимательным образом относиться к выбору приоритетов научных исследований и механизмов их реализации. С одной стороны, в области фундаментальных наук быстро расширяется международная кооперация, а с другой - прикладные разработки становятся все более закрытыми и их результаты рассматриваются как национальное достояние, имеющее стратегическое значение.

    Наука в СССР занимала весьма привилегированное положение. Она была масштабной и сравнительно хорошо финансировавшейся сферой. В целях обеспечения военной и технологической безопасности страны исследования велись по всему фронту фундаментальных и прикладных наук и дали немало выдающихся открытий, вместе с тем такая научно-техническая политика привела к определенным издержкам в формировании научной сферы. Стремление сохранить паритет с другими странами по всем направлениям научно-технического развития реализовывалось путем образования большого числа научных учреждений, не имевших зачастую нужного кадрового и технического потенциала и в силу этого не вышедших на мировой уровень исследований.

    Недостаточное внимание к использованию лучших научных достижений в гражданских областях и неразработанность механизма продвижения технологий в практику привели к тому, что, имея мощный научно-образовательный потенциал, СССР в последнее время терял ряд позиций.

    В России реформирование научной сферы пришлось на исключительно сложный экономический период перехода к рыночной экономике. Она оказалась одной из тех отраслей, для которых последствия перехода к рынку носили наиболее деструктивный характер. Значительное уменьшение объемов финансирования науки по сравнению с уровнем 1991 года создало ситуацию, при которой реформирование приходится вести в непрерывном единстве с решением проблем выживания и сохранения активной части научно-технического потенциала страны.

    Следует признать, что кризисные явления в научно-технической сфере весьма остры, хотя налицо первые успешные примеры адаптации научных учреждений к новым условиям хозяйствования. Российская наука стала более открытой и демократичной, значительно расширилось равноправное участие российских ученых и организаций в различных международных программах и проектах, исчезли нелепые идеологические и административные приемы контроля и воздействия.

    В этой сложной ситуации предпринятые органами управления меры позволили в определенной степени сдемпфировать последствия кризиса, сохранить существенную часть накопленного научно-технического потенциала, а также передовые позиции по ряду важных направлений развития современной науки и техники.

    Естественным шагом явилось развитие в России ряда механизмов функционирования научной сферы, характерных для условий рыночной экономики. К ним относятся прежде всего новые формы финансирования исследований и разработок на конкурсной основе через бюджетные и внебюджетные фонды и программы.

    С учетом исторической специфики российской науки были предприняты меры по сохранению ведущих научных школ и преодолению разобщенности науки, образования и промышленности.

    Однако научно-техническая сфера до сих пор не стала базовым элементом социально-экономического прогресса российского общества, как это определено указами Президента Российской Федерации "О стратегии перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", "О доктрине развития российской науки", "О мерах по развитию фундаментальной науки в Российской Федерации и статусе Российской академии наук" и Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".

    Формирование мобильного, динамично развивающегося научно-технического потенциала, отвечающего современным требованиям и ресурсным возможностям страны, повышение эффективности его использования в целях обеспечения духовного и физического здоровья нации, конкурентоспособности экономики, обороны государства - является стратегической целью реформирования научно-технической сферы.

    Основная задача ближайших лет - обеспечение необходимых условий для сохранения и развития наиболее продуктивной части российской науки, определение новых приоритетов в научно-технической сфере, реформирование структуры научного комплекса, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, формирование технологической базы перехода экономики страны на путь стабилизации и подъема.


  2. Активизация государственной научно-технической политики

    Разработка новых приоритетов развития науки должна базироваться на современных общенациональных целях и приоритетах развития страны с учетом мировых тенденций, историко-культурных и научных традиций России.

    Формирование государственного и рыночного заказа науке, определяемого стратегией развития общества, является главным элементом активизации научной политики и системы ее реализации.

    Государственный заказ науке базируется на двух принципах: получение новых знаний - это относится к фундаментальной науке, и использование знаний в практике общественно-экономической жизни - прикладная наука и инновационная деятельность. Основным механизмом формирования государственного заказа науке является конкурсный отбор предложений ученых, товаропроизводителей и потребителей продукции.

    Конкурсный отбор производится открыто, на основе государственной экспертизы, определяющей обоснованность предложений и их соответствие критериям: приоритетности направления, обеспечения экономической и оборонной безопасности, предполагаемой эффективности использования бюджетных ассигнований, потребностям рынка и др. При этом в области прикладных НИОКР основным должен быть проблемный принцип комплексного решения задач в рамках проектов, ориентированных на внедрение конкретных конечных результатов.

    На период реформирования науки в государственном заказе следует предусмотреть выделение целевых бюджетных ассигнований на реструктуризацию научно-технической сферы и развитие ее рыночной инфраструктуры, а также на стабилизационные меры - средства на поддержку ведущих научных школ и содержание и сохранение уникальных научных установок.

    Учитывая всеобщий характер продукта поисковых исследований, а также особенности российской парадигмы развития науки с ее ориентацией на проникновение в базисную суть явлений, следует сделать особый акцент на государственную поддержку фундаментальных и поисковых исследований. Это актуально не только с точки зрения создания задела для будущих достижений, но и для сохранения уникальной научной культуры России, являющейся общемировым достоянием.

    В области фундаментальных исследований выбор направлений в значительной степени диктуется внутрисистемными процессами развития науки, а также потребностями общества. При этом важно не ограничивать свободу научного поиска, являющегося основой исследовательского процесса. Особое значение имеет Российская академия наук, которая вместе с отраслевыми академиями является ведущим и общепризнанным лидером в проведении фундаментальных исследований. Нам необходимо сохранить завоеванные научные позиции, обеспечить взаимодополняемость приоритетов, соразмерность объемов естественнонаучных и гуманитарных исследований, а также возможность их практического использования.

    Новый импульс развития следует придать системе государственных научных центров, объединяющих основной потенциал прикладной науки. Необходимо более жестко связать объемы их государственного финансирования с уровнем и объемом выполняемых работ по государственному заказу. Огромная экспериментальная база, сосредоточенная в государственных научных центрах, должна при поддержке государства стать существенным инновационным плацдармом, способным привлекать соизмеримые с государственными внебюджетные средства.

    Основным инструментом реализации приоритетов научно-технического развития является программно-целевой метод. Его стержень составляют федеральные целевые программы, связанные с приоритетными направлениями развития науки и техники.

    Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники гражданского назначения" объединяет 39 государственных научно-технических подпрограмм. Министерство науки и технологий Российской Федерации, являясь государственным заказчиком данной федеральной целевой программы, должно в 1998 году организовать координационные советы по восьми приоритетным направлениям развития науки и техники и при их участии осуществить реорганизацию подпрограмм в целях концентрации средств на наиболее актуальных и близких к завершению темах и исключения дублирования проектов, поддерживаемых научными фондами.

    По итогам выполнения указанной федеральной целевой программы Министерству науки и технологий следует ежегодно представлять в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии работ по приоритетам научно-технического развития с прогнозом ситуации на следующий год, а также предложениями по реализации результатов очередного этапа программы.

    В современных условиях стала особенно очевидна недопустимость разобщенности между академическим, вузовским и отраслевым секторами научной сферы, ведущей к тематическому дублированию, снижению уровня преподавания, ослаблению притока молодежи в науку. Интеграция научной сферы должна идти по пути устранения существующих внутренних барьеров. Ориентиром может служить положение, при котором ведущие научные сотрудники НИИ участвовали бы в подготовке научных кадров в университетах и вузах, а преподаватели и студенты активно работали над современными научными проблемами в академических и отраслевых лабораториях. Реализацию Президентской программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы" следует рассматривать как важный шаг в этом направлении.

    Важным механизмом реализации государственного заказа науке явится федеральная контрактная система в сфере НИОКР. Она будет основана на системе публичных конкурсов, предметом которых станет право заключения контракта на выполнение НИОКР на условиях заказчика. Ее освоение будет способствовать решению задач использования результатов НИОКР в интересах общества, защиты интеллектуальной собственности, отработки механизма долевого участия внебюджетных источников в финансировании НИОКР.

    Реформа оборонной науки, направленная на радикальную перестройку российских вооруженных сил, в то же время должна способствовать распространению в гражданском секторе технологий двойного назначения. В обозримой перспективе военно-техническая сфера будет одной из ключевых детерминант присутствия России на мировых рынках наукоемкой продукции.

    Следует признать, что действующие международные научно-технические связи, несмотря на их кажущуюся обширность, недостаточно эффективны.

    Предстоит выработать государственную политику в области международного научно-технического сотрудничества в полном соответствии с национальными интересами и реальной геополитической ситуацией в мире, ориентируя его на совместные конкурентоспособные разработки и продвижение российской научной продукции на мировой рынок. Значительную роль должно играть сотрудничество со странами СНГ, где необходимо восстановить научные связи, кооперацию наукоемких технологий, обеспечив тем самым единое научное и экономическое пространство СНГ.

    В процессе государственного регулирования международного научно-технического сотрудничества необходимо в максимально возможной степени учитывать интересы научного сообщества, обеспечивая свободу выбора партнеров, направлений и форм кооперации, общения с зарубежными коллегами и т.п. Предстоящие годы будут характеризоваться переходом от чисто гуманитарных программ международной помощи российской науке к проектам, приносящим обоюдную выгоду, в том числе на базе использования уникальных научных установок России.

    Выработка, реализация и корректировка научно-технической политики должна проводиться с широким участием всех заинтересованных сторон - государственных структур, крупных промышленных формирований, банковского капитала, представителей малого бизнеса, различных слоев общества. Свою роль здесь призваны сыграть научные союзы и ассоциации, в том числе общественные академии.


  3. Укрепление взаимосвязи науки и общества

    Четко выраженной тенденцией исторического развития человечества является повышение общественной функции науки. Будучи неотъемлемой составляющей общественного воспроизводства, наука должна рассматриваться как полноправная часть экономики. Вместе с тем следует учитывать, что научные знания непосредственно воздействуют на общественную, духовную и политическую жизнь страны. В постиндустриальном обществе, сохранив эти важные роли, наука усилит свое воздействие на систему государственного управления. Уже сейчас успех политических решений во многом зависит от того, насколько они опираются на научную методологию и экономический расчет.

    Формирование стратегии развития общества должно исходить из научно обоснованного прогноза, позволяющего на системной основе обеспечивать интеграцию научно-технической и промышленной политики, определять общенациональные технологические приоритеты, учитывающие глобальные тенденции и национальные особенности. В условиях современной кризисной российской экономической ситуации составление научного прогноза является исключительно сложной задачей, которая может быть решена только при участии широкого круга ученых, занятых как фундаментальными, так и прикладными исследованиями. Организация этой деятельности должна стать одной из важных функций Министерства науки и технологий.

    Получая от общества ресурсное обеспечение, сфера науки естественным образом должна быть неразрывно с ним связана. Наблюдаемый постоянно увеличивающийся разрыв уровней знаний научного авангарда и общества в целом может стать дестабилизирующим фактором развития нашего общества. Образовательная и просветительская функции науки в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса должны непременно расширяться. Происходящее сейчас беспрецедентное распространение паранауки и мистицизма - серьезное свидетельство неблагополучия в данном виде деятельности.

    Претендуя на средства из государственного бюджета, наука обязана в доступной форме популяризировать достижения в своей области в средствах массовой информации, конкретно показывая обществу эффективность произведенных затрат и те выгоды, которые общество получит при их реализации.

    Министерству науки и технологий совместно с Российской академией наук, отраслевыми академиями и другими ведомствами, ответственными за формирование и реализацию государственной научно-технической политики, следует выработать до конца 1997 года систему согласованных действий по пропаганде научно-технических знаний и достижений отечественной и мировой науки.


  4. Реструктуризация сети научных организаций

    Принципиальной основой организации научной деятельности в стране должен стать учет новых экономических отношений - отношений собственности, а первоочередной задачей новой государственной политики в научно-технической сфере - завершение формирования государственного сектора науки в пределах реальных финансовых, ресурсных и кадровых возможностей.

    Государственный сектор должен объединить комплекс научно-исследовательских организаций, имеющих крупные заделы и способных по своему оснащению и кадровому потенциалу обеспечить их продвижение в отечественное производство, в социальную и управленческую практику, а также на мировой рынок научно-технической продукции. Ответственность за эффективную работу этих научных организаций государство возьмет на себя. В совокупности уточненная сеть государственных научных организаций могла бы стать координатором и основным исполнителем НИОКР федеральных целевых и научно-технических программ, крупных межрегиональных проектов, а также межгосударственных программ научно-технического сотрудничества и инновационных проектов.

    Ограниченность бюджетных возможностей государства требует пересмотра приоритетов, перераспределения ресурсов, ликвидации организаций, утративших свой профиль или научный потенциал. При этом простое сокращение научной сферы до уровня, обеспечиваемого современными бюджетными ассигнованиями, является недопустимым, поскольку в силу своей радикальности фактически лишает Россию перспектив развития. Задача преобразований состоит в том, чтобы добиться повышения эффективности научных исследований и привлечения на этой основе в научную сферу новых финансовых источников. Поэтому представляется целесообразным создание ограниченного числа крупных межведомственных федеральных научных центров, способных на важнейших научных направлениях вести научные исследования, выполнять координирующие задачи и привлекать в прикладной сектор внебюджетные источники финансирования.

    Следует стремиться к сокращению необоснованного дублирования НИОКР путем конкурсного отбора исполнителей.

    Формирование интеграционных научно-образовательных комплексов должно стать одним из важных направлений реализации естественных базисных взаимосвязей между наукой и высшим образованием, рационализации их структуры, функционирования и взаимодействия.

    Эффективным инструментом, позволяющим осуществлять скоординированную научно-техническую политику по отношению к государственному и негосударственному секторам научно-технического комплекса страны, должна стать добровольная государственная аккредитация, предоставляющая научной организации независимо от формы собственности установленные законодательством льготы.

    Основным методом в реструктуризации сети научных организаций при формировании государственного сектора является аттестация, которую по отношению к государственным научным организациям должны организовать и провести в течение трех-четырех месяцев министерства и ведомства. Аттестация имеет обязательный характер, а по ее итогам орган управления принимает решение о сохранении и месте научной организации в государственном секторе.

    Реструктуризация государственного сектора будет идти как изнутри, ориентируясь на федеральный, отраслевой и региональный уровни, так и со сменой формы собственности путем объединения с финансово-промышленными группами, все более и более нуждающимися в ускорении процессов реновации.

    В современном реформировании нуждается система академической науки. Учитывая специфику фундаментальных исследований, сложившиеся традиции творческого поиска, сложности формирования системы государственных приоритетов в этой области, в основу преобразований научных организаций РАН и государственных отраслевых академий следует положить тщательно взвешенные и учитывающие позицию научной общественности критерии оценки качества и уровня научных работ. Следует детально изучить и распространить опыт институтов и отдельных научных коллективов, успешно работающих в современных условиях.

    Процесс реструктуризации науки должен сочетаться с мероприятиями по социальной защите высвобождаемых научно-технических кадров, их переподготовке и трудоустройству. Для этих целей в бюджете науки необходимо предусмотреть специальные ассигнования.

    Залогом успеха реструктуризации сети научных организаций является стабильное и своевременное выполнение государством финансовых обязательств перед научной сферой.


  5. Кадровое обеспечение научной сферы

    Хорошо развитая система подготовки научных кадров - основа воспроизводства научно-технического потенциала нашей страны. Однако наблюдающийся в последние годы отток молодежи из научной сферы серьезно изменил кадровый состав российской науки и привел к его заметному старению.

    Необходимым условием улучшения кадровой ситуации является восстановление в обществе престижности научного труда и соответствующая его оплата. Только решив данную проблему, можно привлечь в науку талантливую молодежь и вернуть в Россию уехавших за рубеж ученых. Как показывает опыт многих стран, в том числе и России, этот аспект имеет исключительно важное значение для повышения эффективности научных исследований в новых экономических условиях.

    В качестве малозатратных мер, способных смягчить кадровые проблемы, следует активизировать процесс интеграции вузов с организациями академической и прикладной науки, ввести бронирование от призыва в армию молодых специалистов в научных организациях, получивших государственную аккредитацию, строительство жилья для молодых специалистов. Существенное значение для закрепления в науке молодежи играют "Программа поддержки ведущих научных школ" и "Гранты Президента для поддержки научных исследований молодых ученых - докторов наук". Необходимо восстановить в полном объеме их финансирование, резко уменьшенное в результате секвестирования бюджета в 1997 году.

    Существование научных школ во многом является уникальной особенностью российской науки, в силу чего они должны стать самостоятельным объектом кадровой политики. При этом, с одной стороны, будет обеспечиваться преемственность поколений в науке, а с другой, развиваться такие важные элементы научного потенциала, как традиции, нормы, неформальные знания и т.д.

    Действенным механизмом кадровой политики призвана стать контрактная система найма. Ее развитие следует начинать с приема молодых специалистов. Это позволит повысить подвижность научных кадров и, что самое важное, отобрать для конкретной научной работы самых подходящих кандидатов.

    Система подготовки научных кадров должна быть согласована с потребностями и приоритетами развития научно-технической сферы. Большое внимание следует уделить подготовке научных кадров высшей квалификации через сеть аспирантур и докторантур при академических институтах и государственных научных центрах. Кроме того, необходимо значительно расширить подготовку менеджеров для сферы науки и инноваций.

    Особой заботой государства и общества должна стать систематическая работа со школьниками в целях выявления и подготовки к творческой работе наиболее одаренных подростков. Для этого следует возродить практику создания профильных школ, научных обществ учащихся, разветвленную систему конкурсов научных проектов, олимпиад всех уровней и организацию научно-популярных лекций ведущих ученых для учителей и школьников. Большая часть этих мероприятий должна быть выполнена по линии Российской Академии образования, Министерства общего и профессионального образования, Комитета по делам молодежи и общества "Знание".


  6. Улучшение финансовой ситуации и рационализации использования ресурсов

    В ближайшие годы необходимо выйти на предусмотренный федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" объем государственных ассигнований научно-технической сфере в размере 4 процентов от общих бюджетных ассигнований. Значительного улучшения ситуации можно добиться путем перераспределения и концентрации бюджетных средств на главных направлениях, а также привлечения внебюджетных источников и частного капитала.

    По существу распределение бюджетных средств между министерствами и ведомствами на протяжении длительного времени "заморожено" и проводится от базы предыдущего года. В то же время произошло изменение не только количества научных организаций и численности работающих, но и общей ситуации в экономике и политических ориентирах. В частности, резко сократился оборонный заказ, существенно возросла зависимость заказа науке от спроса и предложений на мировом рынке наукоемкой продукции, изменилось место российской науки в международном разделении труда, усилилась конкуренция в этой сфере.

    Весьма ограниченные бюджетные ассигнования необходимо сосредоточить лишь на приоритетных для России направлениях и на этом основании распределять их между государственными заказчиками, министерствами и ведомствами. Следует также иметь в виду, что реструктуризация сети научных организаций потребует средств на их реорганизацию и возможную ликвидацию.

    В условиях недостатка средств на закупки оборудования и приборов необходимо обеспечить действенный механизм передачи специализированного научного, технологического, испытательного оборудования и приборов в ГНЦ РФ и другие государственные научно-исследовательские организации из приватизируемых институтов за счет части государственного пакета акций.

    Хорошо зарекомендовала себя введенная несколько лет назад конкурсная система финансирования научных проектов через Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. Однако развитие конкурсных начал в распределении финансов для фундаментальных исследований не должно рассматриваться в качестве альтернативы базовому финансированию, необходимому для поддержания жизнедеятельности институтов в целом.

    Наряду с прямой государственной поддержкой науки и инноваций необходимо разработать комплекс косвенных методов их стимулирования, включающий налоговые льготы, механизмы ускоренной амортизации, льготные тарифы и т.д. Из широкого арсенала мер, выработанных в этой области мировой практикой, нужно выбрать наиболее адекватные нынешней ситуации и российской специфике.

    В условиях достигнутой в стране стабилизации экономики и снижения кредитных ставок нуждается в перестройке работа Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере. От прямого кредитования инновационных проектов следует переходить к практике компенсации ставки банковских кредитов и предоставления гарантийных обязательств. Эти меры позволят в рамках выделяемых Фонду фиксированных бюджетных ассигнований поддержать большее число проектов путем привлечения частных инвестиций. Опыт данного Фонда, а также внебюджетных фондов может быть использован для развертывания сети венчурных фондов поддержки науки и инноваций.

    Следует осуществить переход на финансирование научной сферы через казначейскую систему, начав с расходов, связанных с содержанием материально-технической базы государственных научных организаций, приобретением и содержанием уникальных научных установок и оборудования длительного пользования, оплатой энергоносителей и т.п.

    Вся система государственного финансирования научно-исследовательских разработок и использования организациями выделенных средств должна быть "прозрачной", для того чтобы исключить злоупотребления и добиться доверия научного сообщества к действиям руководства научной сферой. Последнее обстоятельство имеет решающее значение для успешной реализации реформы.


  7. Укрепление научно-технического потенциала регионов

    Неотъемлемой частью государственной научно-технической политики должно являться содействие укреплению научно-технического потенциала регионов. Предстоит разработать четкий механизм взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти с целью согласования общенациональных и региональных интересов в процессе научно-технического развития. В рамках реализации региональной составляющей государственной научно-технической политики на ближайшую перспективу особое внимание будет уделено решению проблем наукоградов, развитию информационной сети телекоммуникаций и созданию инфраструктуры инновационной деятельности, в первую очередь в регионах с высокой концентрацией научно-технического потенциала.

    Решение проблемы наукоградов потребует соответствующего законодательного обеспечения, отработки форм и методов государственной поддержки, а также механизмов бездотационного развития градообразующих научно-производственных комплексов.

    В основу развития инновационной инфраструктуры будет положено создание в регионах инновационно-технологических центров (ИТЦ) с последующим объединением их в сеть, обеспечивающую сопровождение инновационной деятельности на всей территории России.

    В ходе реструктуризации сети научных организаций предполагается совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации решить вопрос о возможной передаче части федеральных научных организаций в ведение регионов.

    При долевом финансировании НИОКР федеральных целевых программ и региональных научно-технических программ, направленных на решение важнейших проблем субъектов Российской Федерации, особое внимание будет уделено усилению конкурсных начал при отборе проектов и использованию контрактной системы как основного организационного механизма их выполнения.


  8. Повышение инновационной активности

    Проблема повышения эффективности использования научных разработок - важный аспект государственной политики всех индустриальных стран. Для России он имеет особое значение, поскольку является самым слабым звеном во взаимодействии фундаментальных и прикладных исследований и разработок с экономикой.

    В условиях нехватки собственных денежных средств у предприятий, а также ограниченности государственной поддержки важнейшим условием активизации инновационной деятельности выступает привлечение финансов из негосударственных источников для целей коммерциализации технологий. Отечественный научно-технический потенциал обладает большими возможностями для разработки коммерчески ценных технологий и при создании благоприятной организационно-экономической среды может стать для инвесторов выгодной сферой вложения средств. Большие перспективы привлечения частного капитала в научно-техническую сферу открывает формирование отечественной системы так называемого венчурного финансирования технологических проектов.

    Как показывает мировой опыт, решающее значение для активизации инновационной деятельности приобретает создание разветвленной инновационной инфраструктуры. Первоочередными действиями в этом направлении могут быть создание и развитие инновационно-технологических центров и технопарков, развитие системы подготовки специалистов в области технологического менеджмента, создание информационных баз и систем научно-технических разработок и инновационных проектов. В этом плане важно существенно расширить соответствующую межведомственную программу. Известно, что наиболее эффективный путь внедрения научных разработок лежит через разветвленную сеть малых и средних инновационных фирм, способных в короткие сроки и с минимальными затратами разрабатывать конкурентоспособную наукоемкую продукцию. Широкое развитие малого инновационного предпринимательства в России позволит вовлечь в процесс рыночных преобразований и оживления отечественной экономики большой научно-технический потенциал.

    Развитие инновационной деятельности невозможно без постоянного совершенствования нормативно-правовой базы по охране и защите интеллектуальной собственности, введения ее в хозяйственный оборот, гармонизации норм, стандартов и систем сертификации продукции с мировыми системами. Значительную часть этих вопросов призвана решить Межведомственная программа активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере.

    Стратегическим направлением государственной политики должны являться формирование и защита отечественного рынка научно-технической продукции. Подавляющее большинство российских производств связывает свое будущее с развитием новых технологий и производством конкурентоспособной продукции. Этот огромный рынок может стать мощнейшим двигателем прогресса отечественной научно-технической и образовательной сфер и в целом всей экономики России. Незамедлительная разработка национальных приоритетов технологической политики и координация финансовых средств и ресурсов, направленных на обеспечение качества продукции, не уступающего мировому, в сочетании с государственным протекционизмом отечественной продукции - вот доминирующие условия, позволяющие привести в движение мощные резервы для подъема отечественного высокотехнологичного производства.

    Мероприятия по активизации разработок и производства высококачественной и экономичной продукции должны быть дополнены системой мер государственного стимулирования ее применения, включая и поощрение лизинга. Это обеспечит действенную обратную связь - доходы от производства отечественной продукции и ее применения позволят финансировать новые разработки и освоение новой продукции.


  9. Развитие информационного обеспечения

    Интенсивное использование информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности существенно изменили представление о месте и роли информации в современном обществе. Все отчетливее проявляет себя новая экономическая категория - национальные информационные ресурсы, которые становятся одним из важных факторов развития постиндустриального мира.

    Эффективность научной деятельности в решающей степени определяется возможностью доступа к научно-технической информации. Развитие процессов разделения научного труда привело к резкой интенсификации информационного обмена, превратило научно-информационную деятельность в один из важнейших элементов научной инфраструктуры.

    Значение этой сферы для российских ученых сейчас стало особенно важным. Это связано с возросшей открытостью нашего общества, бурным развитием информационных телекоммуникационных технологий, качественно изменивших скорость и характер информационного обмена. Современные глобальные информационные сети и включенные в них базы данных представляют своим пользователям широчайшие возможности. Однако затянувшийся экономический кризис и вызванные им финансовые ограничения не позволяют нам в полной мере реализовать новые возможности. Более того, по целому ряду причин существовавшая прежде система информационного обеспечения науки попала в крайне тяжелое положение, многие научные библиотеки лишились поступлений зарубежных изданий, резко сократились объемы отечественных научных публикаций. Необходимо принять меры по восстановлению приток отечественных и зарубежных научных изданий в научно-технические библиотеки, предусматривать в государственном заказе средства на приобретение необходимой научной литературы.

    При реализации государственной научно-информационной политики основное внимание должно быть уделено созданию телекоммуникационной инфраструктуры для обмена информацией, поддержки существующих информационных сетей и обеспечения их совместимости с глобальными сетями, возможности доступа российских ученых к мировому богатству научных знаний.

    Должны всемерно поддерживаться новые формы научной деятельности, использующие современные информационные технологии - электронные журналы, дистанционный доступ к базам данных, телеконференции, компьютерные эксперименты с использованием удаленных и распределенных вычислительных ресурсов. Это создаст новые предпосылки для структурной перестройки научных организаций, совершенствования самой методологии проведения исследований и разработок.

    Внедрение новых информационных технологий позволит организовать непрерывный мониторинг состояния научно-технического потенциала, включая такие его аспекты, как статистика науки и инноваций, реструктуризация системы научных организаций, финансирование науки, интеграция высшего образования и науки, оценка результатов реформ, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

    Использование информационных технологий в науке должно, с одной стороны, развиваться в рамках информатизации страны, а с другой - обеспечивать более тесное взаимодействие между наукой, образованием, промышленностью, социальной сферой, повысить качество и ускорить реализацию наукоемких инвестиционных проектов.

    Важным аспектом информационной деятельности является международное сотрудничество. Ряд научных проектов по своей сути глобальны и требуют активного сотрудничества ученых разных стран. При этом на повестку дня в международных организациях и на двустороннем уровне выходят вопросы использования полученных результатов и распределения прав на интеллектуальную собственность.


  10. Совершенствование нормативно-правовой базы науки

    Разработка и принятие "Доктрины развития российской науки" и Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" создали прочный фундамент для развития научной сферы страны. При этом вполне естественно, что развитие социальной, политической и экономической ситуации в стране требует корректировки и совершенствования нормативно-правовой базы науки.

    В качестве конкретных шагов в этом направлении следует назвать разработку и принятие нормативных документов, позволяющих определять:

    • полномочия федеральных органов исполнительной власти в области формирования и реализации единой государственной научно-технической политики;
    • конкретные меры государственного протекционизма разработки, освоения производства и применения (в том числе посредством лизинга) высококачественной и экономичной отечественной продукции;
    • специфику финансирования научной и научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета, субъектов федерации и внебюджетных источников;
    • порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научных организаций;
    • основу сохранения и эффективного функционирования наукоградов и академгородков;
    • реализацию прав научных сотрудников на результаты своего труда и получение доходов от их практической реализации;
    • права интеллектуальной собственности;
    • условия владения, пользования и распоряжения научно-техническими результатами;
    • порядок передачи научно-технических результатов и продукции за рубеж;
    • осуществление научными организациями международного научно-технического сотрудничества и внешнеэкономической деятельности;
    • особенности деятельности на территории России международных научных центров;
    • порядок и формы осуществления иностранных инвестиций в сферу науки и техники.


Перечисленные направления реформирования научной сферы являются наиболее существенными. В условиях ресурсных ограничений трудно рассчитывать, что они смогут решить все накопившиеся проблемы. Их реализация способна тем не менее значительно повысить общественную полезность науки и активно содействовать переходу общества в фазу стабильного устойчивого экономического развития.

По мере роста экономического потенциала и появления дополнительных возможностей государственного инвестирования российская наука, сохранив наиболее дееспособную часть своего потенциала, получит шанс выйти по уровню и объему исследований и разработок на позиции ведущих индустриальных стран.