ДРЕВНЕЙШИЙ ТЕКСТИЛЬ ИЗ “ЗАМЕРЗШИХ” МОГИЛ ГОРНОГО АЛТАЯ

Координаторы: д-р ист. наук Полосьмак Н. В., д-р хим. наук Малахов В. В.,
д-р хим. наук Ткачев А. В.

Исполнители: ИАЭТ, ИК, НИОХ СО РАН


Сравнение инфракрасных спектров волокон древнего текстиля из “замерзших” могил Укока, возраст которых около 2,5 тыс. лет, со спектрами аналогичных современных волокон показало, что лед и холод хорошо сохраняют ткани и войлок: за прошедшие века структура шерстяных и шелковых волокон не претерпела существенных изменений, а все повреждения носят механический характер. Особенно важно то, что почти все вещи сохранили цвет.

Для изучения состава древних тканей и войлоков (в частности определения видов красителей и их происхождения) были использованы методы молекулярной спектроскопии и высокоэффективной жидкостной хроматографии (HPLC). Исследовано 69 образцов из пазырыкской коллекции Укока (ИАИЭ) и из царских курганов Пазырыка, Туэкты, Катанды (из коллекций Эрмитажа и ГИМа). В результате были идентифицированы природные красители растительного (ализарин, пурпурин, индиго) и животного (карминовая и кермесовая кислоты, 6,6-диброминдиго) происхождения.

Визуально можно заметить, что среди окрашенного пазырыкского текстиля подавляющее большинство изделий имело всевозможные оттенки красного. Например, разный состав красителей верхней и нижней полос юбки Ак-Алаха 3 определяет различие оттенков (рис. 1). Преобладание красного цвета было подтверждено химическими исследованиями, которые, кроме того, показали наличие окрашивания красными красителями и в тех случаях, когда цвет практически исчез и изделия выглядели желтоватыми или грязно-белыми.

Рис. 1. Спектры поглощения в видимой области растворов, полученных кипячением образцов археологического текстиля в насыщенном растворе Al2(SO4)3. Выше - вторые производные этих спектров. Образцы археологического текстиля: 14Н (верх) - шерсть, светло-красные нити, юбка из трех полос, Ак-Алаха 3 (фонды музея ИАЭТ); 14Н (низ) - шерсть, красные нити, юбка из трех полос, Ак-Алаха 3 (фонды музея ИАЭТ).

Fig. 1. Spectra of absorption in the visible part of the solutions obtained by boiling of archaeological textile samples in the Al2(SO4)3 saturated solution. Above: the second derivatives of these spectra. Specimens of archaeological textile: 14H (upper): Light red woolen yarn, three-strip skirt from Ak-Alkha 3 (from the deposits of the Institute of Archaeology and Ethnology); 14H (lower): Red woolen yarn, three-strip skirt from Ak-Alkha 3 (from the deposits of the Institute of Archaeology and Ethnology).

Красный цвет пазырыкского текстиля достигался в основном в результате сочетания разного красильного сырья: корней марены и двух видов червецов (рис. 2). Главная интрига состоит в том, что эти источники красящих веществ никогда не произрастали и не проживали на территории Горного Алтая. В результате впервые специально проделанной исследовательской работы было установлено, что во флоре Алтая существует около 60 видов растений, которые могли быть использованы в качестве красильных, в том числе и для окрашивания в красный цвет, но они не использовались пазырыкцами. Свои оттенки красного пазырыкцы создавали, комбинируя редкие красящие вещества, чье происхождение может быть связано с Восточным Средиземноморьем. Именно в этом регионе могли быть получены все три источника используемой пазырыкцами красной краски — корни марены красильной (Rubia tinctorum L.), из которых получали так называемый крапп (содержащий пурпурин и ализарин), червецы рода Porphyrophora — источник в основном карминовой кислоты, а также червецы рода Kermes, а именно K. vermilio — единственного из рода, который служит источником красящего вещества — кермесовой кислоты. Червецы вида K. vermilio имеют довольно ограниченную среду обитания в отличие от червецов рода Porphyrophora. Они-то и сужают и определяют территорию, откуда мог быть получен набор используемых пазырыкцами красителей и где они были впервые выделены и применены для окрашивания текстиля [В интересующий нас период времени территория Восточного Средиземноморья (так называемые библейские страны) сначала входила в империю Ахеменидов, простирающуюся от Индии до Ливии и от Армении до Аравии, а затем в еще более обширную державу, завоеванную и образованную Александром Македонским. Красители, о которых идет речь, повсеместно использовались в этой части Ойкумены еще с неолита]. Краска из червецов вида K. vermilio считается одним из самых редких и дорогих красителей древности, отличающихся яркостью и устойчивостью. То, что где-то на краю Ойкумены, в горах Алтая скотоводы и таежные охотники (не только высокопоставленные, но и рядовые) носили одежду собственного изготовления, окрашенную в том числе и кермесом, является большой неожиданностью и настоящим открытием.

Рис. 2. Спектры поглощения в видимой области растворов, полученных кипячением выкрасок шерсти красителями, указанными выше, в насыщенном растворе Al2(SO4)3. Выше - вторые производные этих спектров. 1 - кошениль (червецы Coccus cacti), крашение одновременно с протравой, 2 - кермес (червецы Kermes vermilio), крашение одновременно с протравой, 3 - марена красильная (крапп), крашение одновременно с протравой. Протрава для 1 и 2 - алюмокалиевые квасцы + CaCl2, для 3 - алюмокалиевые квасцы.

Fig. 2. Spectra of absorption in the visible part of the solutions obtained by boiling of wool samples dyed by the colorants indicated above in the Al2(SO4)3 saturated solution. Above: the second derivatives of these spectra. Standard dyeing woolen samples: 1 - dyeing by Coccus cacti with mordant treatment, Novosibirsk Institute of Organic Chemistry; 2 - dyeing by Kermes vermilio with mordant treatment; 3 - dyeing by madder with mordant treatment. In samples 1 and 2 potash alum + CaCl2 was used as a mordant; sample 3 - potash alum

Красный цвет был любимейшим цветом в древности: красный — это красивый и дорогой одновременно. Удивляет не сам выбор основного цвета пазырыкцами, а то какими красящими веществами он достигался и насколько широко был распространен в культуре, практически не оставляя места для других цветов.

Синий краситель индиго идентифицирован в девяти изделиях. В качестве примера приведены результаты хроматографического анализа образца 29Н — покрытие конского седла, синий войлок (рис. 3). Отсутствие примеси индирубина не дает основания предположить в качестве красильного сырья растение Indigofera tinctorum, произрастающее в Индии и Бенгалии. Скорее им была вайда (Isatis tinctorum), территория распространения которой —Кавказ, Южная Европа, Ближний Восток. В пазырыкской коллекции текстиля этот синий краситель почти всегда сочетается с каким-либо красным красителем. Их сочетание — известный в древности более дешевый и простой способ для достижения чрезвычайно ценимого пурпурного цвета [Настоящий пурпур добывается из улиток видов Purpurea lapillus, Murex brandaris и др., которые происходят из Восточного Средиземноморья. Это редкий краситель, который было невозможно импортировать сам по себе, на рынок поступали окрашенная им пряжа и ткани.]. Сам по себе синий цвет не был популярен в изучаемой культуре.

Рис. 3. Хромотографический анализ археологического образца 29Н - покрытие седла, аппликация "собачки", синий войлок.
а - в области красных, б - синих красителей.

Fig. 3. Chromatographic analysis of archaeological sample 29H (saddle-cover, appliqued "dog", blue felt).
a - absorption in the red dyer section; б - absorption in the blue dyer section.

Химический состав неорганических компонентов древних тканей проводился методами качественного и количественного химического элементного анализа, а также атомно-эмиссионной спектроскопии с индуктивно связанной плазмой и рентгеновской флуоресцентной спектроскопии. Был обнаружен ряд специфических загрязнителей, позволяющих получить ценную информацию. Так, например, на некоторых тканях были найдены частицы минерала пирофиллита, аналога талька, про который еще с глубокой древности известно, что его использование способствует прочности ткани [По свидетельству средневековых китайских источников, самые ноские ткани делают так: засыпают тальковым порошком, возят взадвперед и ткань становится более прочной (Чжоу Цюй-Фэй "За хребтами. Вместо ответов").].

Только люди, обладающие знаниями о довольно сложных способах окрашивания протравными красителями органического происхождения, умеющие соединять несколько красящих веществ с целью достижения разных оттенков красного и использовать эту игру цветом в своих изделиях, могли произвести текстиль, который мы находим в пазырыкских могилах. В качестве одного из наиболее вероятных предположений речь может идти о выходцах с территории бывшей Ахеменидской империи, где эти краски были распространены повсеместно, пришедших, волею судеб, на Алтай вместе с краской и технологией крашения. Видимо, это произошло после походов Александра Македонского — не желавшие подчиняться кому-либо воины одной из среднеазиатских сатрапий, с имперской культурой, покинули родные места и, в поисках независимости и свободы, добрались давно известным путем до Алтайских гор. В древности и в средневековье уход в горы был способом сохранения этнического своеобразия народа. Что, собственно говоря, и произошло на Алтае, где в результате появления нового населения возникла культура, сохранившая в глубинах Азии иранское культурное наследие.

Список основных публикаций

  1. Молодин В. И., Полосьмак Н. В., Чикишева Т. А. Феномен алтайских мумий. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ, 2001. 316 с.
  2. Полосьмак Н. В. Всадники Укока. Новосибирск: Изд-во Инфолио, 2001. 334 с.


  Оглавление Далее