СПРАВКА О ВЫПОЛНЕНИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОДИЧНОГО
ОБЩЕГО СОБРАНИЯ
СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАН
от 24 апреля 2003 года




п.2. Президиуму СО РАН, руководству научно-исследовательских учреждений провести необходимые мероприятия по переходу в 2003 году на новые, ориентированные на результат программно-целевые методы планирования НИР, предусмотрев при этом необходимость сохранения ведущих, активно действующих научных школ Отделения, концентрацию кадровых и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях фундаментальных исследований, утвержденных Президиумом РАН, а также ориентиро ванных фундаментальных исследованиях, определенных Перечнем приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ и Перечнем критических технологий РФ, утвержден ных Президентом Российской Федерации  В. В. Путиным 30 марта 2002 года (№ Пр-577 и Пр-578).

Одной из основных задач деятельности Президиума СО РАН в 2003 г. стало продолжение реструктуризации сети институтов и научных центров Отделения и обобщение опыта программно-целевого планирования научно-иссле довательских работ, осуществленного в Отделении в предыдущие годы (конкурс интеграци онных проектов, конкурс-экспертиза молодежных проектов, конкурсные закупки новых приборов и оборудования, конкурсная поддержка экспедиционных исследований, полевых стационаров и обсерваторий, вивариев и др.), с тем чтобы начиная с 2004 г. полностью перейти на систему бюджетирования, ориентированного на результат.

п.3. Поручить Президиуму СО РАН (акад. Н. Л. Добрецов) уточнить с учетом состоявше гося обсуждения план мероприятий по решению основных задач, стоящих перед Отделением, включая:

совершенствование механизмов конкурсного отбора и реализации проектов по программам Президиума и специализированных отделений РАН, интеграционных проектов СО РАН с анализом промежуточных результатов и ежегодной корректировкой по итогам работы перечня проектов;

повышение эффективности координации и организации научных исследований, укрупнение и совершенствование их тематики;

расширение интеграции с другими региональными отделениями РАН, высшей школой, национальными академиями стран СНГ и дальнего зарубежья;

совершенствование сети научных и научно-производственных организаций .

Отработав в предыдущие годы элементы программно-целевого планирования НИР, Отделение в конце 2003 г. — начале 2004 г. полностью перешло на программные методы планирования научных исследований и их бюджетирование, ориентированное на конечный результат. По итогам конкурсного отбора, проведенного объединенными учеными советами по направлениям наук, из более 2500 тем, которые вели институты в 2002—2003 гг., Президиум Отделения утвердил 107 межинститутских исследовательских программ, включающих 515 проектов институтов СО РАН. Соответственно была изменена система финансирования. Таким образом, с переходом на программно-целевые, ориентирован ные на результат методы планирования НИР удалось добиться значительного (в пять раз) укрупнения тематики.

Одновременно расширено участие институтов Отделения в программах Президиума РАН, а также в кооперации с ДВО и УрО РАН. Часть проектов Отделения, финансировавшихся ранее из бюджета СО РАН, передана для финансиро вания из дополнительной квоты СО РАН (100млн руб.) через головные организации по программам РАН; за счет этих средств предложены для поддержки из бюджета СО РАН новые совместные проекты с институтами УрО и ДВО РАН. По инициативе СО РАН подготовле на и принята к финансированию в составе программ фундаментальных исследований Президиума РАН новая программа «Происхождение и эволюция биосферы».

В соответствии с решениями Межведомственной комиссии о реструктуризации сети научных учреждений и оптимизации бюджетных расходов и в результате проведенных в 2003 г. организационных мероприятий Сибирское отделение приняло решение сократить количество юридических лиц — научно-исследовательских, конструкторско-технологических учреждений и экспериментальных организаций — на 19 организаций, что составляет около 20 % общего количества юридических лиц Отделения, имеющих подобный статус. По состоянию на 01.01.2004 г. по 11 учреждениям завершены все необходимые мероприятия, и они исключены из реестра и перечня бюджетополучателей. По остальным учреждениям работа будет продолжена в первой половине 2004 г. Завершена ликвидация пяти организаций научного обслуживания, инженерной и социальной отраслей инфраструктуры СОРАН.

дальнейшее укрепление материально-технической базы науки, для чего разработать и утвердить во II полугодии 2003 г. среднесрочные программы:

а) обновления приборов и научного оборудования с его эффективным использованием на базе центров коллективного пользования.

Приборной комиссией СО РАН был проведен анализ приборного парка институтов Отделения. На заседаниях Приборной комиссии на основании этого анализа была рассмотрена и предложена стратегия обновления приборов и научного оборудования Отделения с его эффективным использованием на базе центров коллективного пользования. Эта стратегия была доложена председателем Приборной комиссии акад. Р. З. Сагдеевым на заседании Президиума РАН и одобрена. Таким образом, основными направлениями дальнейшего укрепления приборной базы СО РАН являются:

приобретение дорогостоящего оборудования на конкурсной основе по заявкам институтов с поддержкой объединенных ученых советов (при этом предпочтение отдавать коллективным заявкам институтов);

дальнейшее развитие разработок и производства импортозамещающего оборудования;

гибкая политика закупки среднего и мелкого оборудования и материалов с учетом особенностей наук и возможностей самих институтов Отделения в этом направлении;

укрепление материальной базы диагности ческого Центра новых медицинских технологий СО РАН, его филиалов и родственных организаций медицинского профиля;

поддержка Новосибирского государственно го университета и совместных кафедр с вузами Сибири на паритетной основе.

б) капитального ремонта основных зданий и сооружений с их дальнейшей плановой поддержкой.

В 2003 г. на капитальный ремонт объектов науки было направлено 253 452,8 тыс. руб., в том числе средства федерального бюджета составили 215 000 тыс. руб. (84.83 %) и собственные средства научных учреждений, включая прочие источники, — 38 452,8 тыс. руб. (15,17 %). Темп роста бюджетного финансирования за 2003 год по сравнению с 2002 г. составил 200,33 %.

В целях рационального использования бюджетных средств в течение 2003 г. успешно проведена апробация схемы привлечения подрядных организаций для выполнения капитального ремонта на конкурсной основе.

Для формирования сбалансированных плановых заданий по капитальному ремонту впервые в Сибирском отделении силами инженерных служб научных учреждений проведена работа по обследованию технического состояния конструктивных элементов зданий и сооружений. На основании этой информации разработана долгосрочная программа капитального ремонта объектов науки на 2004—2008 гг.

В течение 2003 г. на пяти объектах энергоресурсообеспечения СО РАН (ГУП «Управление энергетики и водоснабжения СО РАН» / Новосибирск; ГУП «Комбинат коммунальных предприятий ТНЦ СО РАН» / Томск; Комбинат коммунальных предприятий КНЦ СО РАН / подразделение КНЦ СО РАН / Красноярск; ГУ «Энергоснабжающая организация ЯНЦ СО РАН» / Якутск; Котельная Института мерзлотоведения имени П. И. Мельникова / Якутск), а также на объектах инженерной инфраструктуры научных центров проводились плановые работы по поддержанию и развитию систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и канализации.

В рамках программы «Энергосбережение СО РАН» осуществлялось содействие внедрению передовых технологий на объектах энергоресурсообеспечения СО РАН с целью повышения энергоэффективности, экологической безопасности, надежности работы и увеличения сроков эксплуатации оборудования и сетей.

В соответствии с перспективным планом развития новосибирского Академгородка совместно с местными органами государственной власти и управления решалась проблема водоснабжения различных зон Академгородка, а также повышения качества потребляемой воды (программа «Чистая вода»).

в) ликвидации долгостроя путем завершения строительства с привлечением инвесторов, в первую очередь для размещения наукоемкого производства.

В 2003 г. продолжалась работа по завершению строительства путем привлечения инвесторов таких объектов долгостроя, как лаборатор но-экспериментальный корпус Института систем энергетики им. Л. А. Мелентьева в г. Иркутске, СКТБ биотехнологии с опытным производством в г. Красноярске, корпус-модуль КТИ прикладной микроэлектроники, производственный корпус № 2 эксплутационной базы, производственный корпус Леспаркхоза, склад минералов Объединенного института геологии, геофизики и минералогии в г. Новосибирске. В г. Барнауле привлечение средств инвестора позволило ускорить ввод лабораторного корпуса Института водных и экологических проблем при недостаточных объемах бюджетного финансирования.

продолжение активной инновационной деятельности, включая формирование территорий инновационного развития и особых экономичес ких зон, сотрудничество с крупнейшими отечественными и зарубежными фирмами и предприятиями, содействие созданию венчурных фондов, участие в выполнении крупных федеральных целевых программ, формирование специальных программ с крупным частным бизнесом, подготовку кадров в области инновационного бизнеса наукоемких технологий и т.п.

Важным моментом в развитии инновационной деятельности СО РАН явилась подготовка и выпуск в 2003 г. рекламного компакт-диска по разработкам СО РАН. На диске представлены 315 разработок научных учреждений Сибирского отделения РАН, считающихся в настоящее время наиболее эффективными и перспективными для практического применения. Однако для большей части рекламируемых на диске разработок требуется доведение их до коммерческого уровня. В этом плане диск разработок СОРАН имеет своей целью поиск инвесторов, партнеров по доработке опытных образцов и технической документации, покупателей патентных прав и организаторов производства.

Значительным шагом в развитии инновационной деятельности СО РАН стало подписание в декабре 2002 г. СО РАН и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере соглашения о совместных работах в области научного приборостроения. В соответствии с этими соглашениями Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Сибирское отделение РАН выделили в 2003 г. малым инновационным предприятиям по 20 млн руб. для разработки и оснащения учреждений СО РАН научными приборами и оборудованием.

В ноябре 2003 г. был объявлен конкурс проектов в рамках упомянутых соглашений, на который подано 64 заявки от 34 институтов СО РАН и 38 малых фирм на сумму ~ 100 млн руб.

В 2003 г. Сибирское отделение РАН продолжало осуществлять долгосрочное сотрудничество с Минатомом России, Западно-Сибирской железной дорогой, ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель». В рамках Программы научно-технического сотрудничества Минатома России и СО РАН на 2000—2005гг. в отчетном году 18 институтов СО РАН выполняли около 40 договоров на сумму 50 млн руб.

Ежегодно в соответствии с упомянутой Программой 10—15 работ на сумму 7—10 млн руб. выполняются институтами СО РАН с Новосибирским заводом химконцентратов (НЗХК). 15февраля 2004 г. утверждена новая программа научно-технического сотрудничества ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» и институтов СО РАН на 2004—2006 гг. Программа предусматривает выполнение 22 важных для ОАО работ на общую сумму 27 млн руб.

В 2003 г. продолжалось взаимодействие институтов СО РАН и Западно-Сибирской железной дороги в рамках утвержденной 3 февраля 2003 г. Программы научно-технического сотрудничества на 2003—2005 гг. Выполнялись 19 актуальных для служб ЗСЖД тем силами восьми институтов СО РАН на сумму 16 млн руб.

Активное участие принимали ученые институтов СО РАН в решении технологических проблем ОАО ГМК «Норильский никель». Успешное взаимодействие с институтами Отделения в 2003 г. позволило включить в план НИОКР ОАО «Норильский никель» на 2004 г. шесть актуальных для компании разработок СО РАН.

При финансовой поддержке Минпромнауки России в сентябре 2003 г. был создан Центр трансфера технологий (ЦТТ) СО РАН, имеющий статус государственного учреждения. Основная цель Центра — содействие развитию инновационной деятельности, формирование благоприятных условий для развития предпринимательства в сфере высоких технологий, включая коммерциализацию инноваций, охрану интеллектуальной собственности и управление ею.

Продолжена деятельность по формированию на базе новосибирского Академгородка территории инновационного развития.

На первом этапе, до принятия закона об особых или свободных экономических зонах, предлагается приступить к формированию инновационной инфраструктуры, которая необходима в любом варианте развития новосибирского Академгородка, т.е. к созданию технико-внедренческого центра, что предусматривает:

1. Создание единого комплекса, объединяющего Выставочный центр СО РАН и Центр трансфера технологий, созданный Минпромнауки России и Сибирским отделением РАН. Речь идет о строительстве второго этажа над Выставочным центром СО РАН с общей площадью 2700 кв. м, в том числе: дополнительных выставочных площадей — 620 кв. м, дополнительных офисных помещений для размещения ЦTT — 108 кв. м, дополнительных офисных помещений для представительств крупных отечественных и зарубежных инновационных фирм — 480 кв. м, конгресс-зала для заседаний ориентировочно на 300 посадочных мест.

На строительство второго этажа необходимо финансирование в объеме 54 млн руб., включая конгресс-зал и инженерное оборудование. На эти цели предусмотрено 10 млн руб. от Минэкономразвития России и 20 млн руб. со стороны администрации Новосибирской области.

2. Формирование Технологического кластера, расположенного на площадке Экспериментального научно-технологического и учебного центра СО РАН (бывший Опытный завод СО РАН), который включает:

Сибирский центр фармакологии и биотехнологий (8-й корпус), организованный для выпуска широкого спектра лекарственных препаратов нового типа, создаваемых на основе электронно-лучевых технологий;

Отдельное конструкторское бюро лазерной техники (основной корпус), созданное для организации полномасштабного производства автоматических лазерных технологических комплексов по раскрою листового металла;

малые предприятия ассоциации «Сибакадеминновация» («болгарский корпус») и ряд других.

На данном этапе необходимы инвестиции для дооснащения (запуск в эксплуатацию) так называемого «болгарского корпуса», который представляет собой отдельно стоящее двухэтажное здание общей площадью 4461,0 кв. м. Все площади будут задействованы под размещение производств малых наукоемких предприятий, в основном объединенных в ассоциацию «Сибакадеминновация».

В настоящее время в новосибирском Академгородке расположены 43 инновационных предприятия, в число учредителей которых входят институты СО РАН. Через лицензионные соглашения и договоры о научно-техническом сотрудничестве институты передают свои разработки сторонним высокотехнологичным фирмам. В такой форме 13 институтов Отделения взаимодействуют с 32 фирмами, работающими на базе научно-технического задела институтов.

Суммарно масштабы деятельности малых фирм, расположенных в ННЦ (площади, рабочие места, объем экспорта и др.), по порядку величин сравнимы с деятельностью крупных институтов ННЦ. Только по официальной статистике в структуре экспорта Новосибирской области стоимость наукоемкой продукции, произведенной институтами и фирмами ННЦ, превышает 30 млн долл. в год, а всего институты + малые фирмы + софтовые компании производят наукоемкой продукции на сумму около 100 млн долл. в год.

Остро стоит вопрос о приобретении (аренде) производственных площадей, тем более что часть фирм до сих пор арендует площади в институтах-учредителях, что может привести к социальным конфликтам.

активизацию молодежной политики, в частности путем повышения (в 2—3 раза) численности аспирантуры и докторантуры и усиления контроля за сроками и качеством подготовки специалистов высшей квалификации.

В соответствии с поручением Общего собрания Президиум СО РАН на своем заседании 3 июля 2003 г. рассмотрел итоги работы аспирантуры Отделения и определил конкретные меры, направленные на увеличение численнос ти аспирантов в ближайшие пять лет до 30—50% от количества штатных сотрудников и повышение качества их подготовки.

В 2003 г. научные учреждения Отделения на основании согласованных и утвержденных контрольных цифр приема зачислили в аспирантуру 850 чел., в том числе 740 чел. с отрывом от производства (в 2002 г. соответственно 650 и 571). Общее количество аспирантов за отчетный год увеличилось на 143 чел. и насчитывает 2125 чел. (1779 — с отрывом от производства), или 23,3 % от численности научных сотрудников в целом по СО РАН (в 2002 г. — 21,9 %). При этом в 30 институтах Отделения обучающиеся аспиранты составили 30 % и более от штатных сотрудников, в 11 институтах — от 20 до 30 % и в 30 институтах, в основном крупных, — менее 20 %.

На 2004 г. утверждены контрольные цифры приема в аспирантуру по научным учреждениям Отделения в количестве 890 чел.

В отчетном году 240 аспирантов (48,9 % от выпуска) успешно окончили обучение, в том числе 23 чел. с защитой диссертации и 217 — с представлением к защите, из них до конца 2003 г. защитили диссертации 19 чел.

п.4. Президиуму СО РАН (акад. Н. Л. Добрецов), президиумам научных центров Отделения разработать вопрос и принять долговремен ные программы строительства жилья на инвестиционной основе с использованием средств научных сотрудников и крупных инвесторов с условием вклада последних в инфраструктуру и благоустройство научных центров.

Информация о ходе реализации программы строительства жилья на инвестиционной основе с использованием средств научных сотрудников и крупных инвесторов дана в разделе «Показатели по капитальному строительству».

п.5. Президиуму СО РАН (акад. Н. Л. Добрецов) продолжить работу по анализу и прогнозу социально-экономического развития России и ее территорий, определив первоочередные вопросы и меру нашего участия в проработке и обсуждении проблем.

Обоснованы стратегические направления развития транспортной системы России, сбалансированные с перспективами развития экономики страны. Материалы обсуждены в Центре стратегических разработок (г. Москва), одобрены и приняты Минтрансом России в качестве перспективного плана развития национальной транспортной инфраструктуры России. Разработка основывалась на методическом подходе, в рамках которого модельные расчеты развития экономики России в разрезе федеральных округов и 31 макроотрасли, с выделенным транспортным блоком, взаимоувязаны с оценками экспертов, опирающимися на расчеты по интерфейсным моделям широкого класса.


  В оглавление Далее


Ваши комментарии
Обратная связь
[SBRAS]
[СО РАН]
[ИВТ СО РАН]

© 1996-2014, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
© 1996-2014, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
    Дата последней модификации: Wednesday, 19-Jan-2005 13:46:59 NOVT