О преподавании дисциплины "информационные системы в экономике" в вузе

Lyapunov-90

Преподавание информатики в вузе

Лаврушина Е.Г.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Моисеенко Е.В.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

В информационный век перед системой образования встали новые задачи: формирование нового менталитета, базирующегося на обмене информацией и знаниями; создание новых видов когнитивной методологии для генерации новых знаний; создание новой образовательной среды для удовлетворения потребностей получения образования в удобное время, в любом месте на протяжении всей жизни человека.

Происходит смена ведущего субъекта образования: принцип преподавателя "следуй за мной" меняется на принцип учащегося "веди себя сам" с помощью средств обучения и консультаций преподавателей.

В модели обучения намечается переход от аудиторно-поточной к индивидуальной. Однако, несмотря на большие возможности интенсификации процесса обучения на базе его автоматизации посредством компьютеризации педагогические методы обучения остаются приоритетными по сравнению с техническими.

Формирование молодого специалиста в современных условиях хозяйствования предполагает решение следующих задач: приобретения студентами определенного базового набора знаний по информационным технологиям; приобретение студентами практических навыков использования информационных технологий; формирование культуры самостоятельной работы с информационными технологиями и хорошей ориентации в области современных ППП по сферам будущей профессиональной деятельности; развитие у студентов творческих способностей - как будущих специалистов.

Информатизация системы образования создает предпосылки для разработки единого информационного пространства для обучаемых по информационным технологиям с применением сетевых мультимедиа-технологий, использованием баз данных тестирующих, контролирующих и информационно-справочных систем, тренажеров и автоматизированных обучающих систем (АОС).

Изменяются методы и формы преподавания информационных технологий, а также место преподавателя в системе "преподаватель - компьютер - обучаемый" независимо от контингента обучаемых.

Одним из необходимых условий успешной работы современного специалиста является его умение использовать информационные технологии (ИТ) в профессиональной деятельности, управлении разнообразными процессами, поиске и получении новой информации, в развитии творческого мышления и умении самостоятельно разрабатывать технологию решения профессионально-ориентированных задач. Поэтому обучение работе с современными ИТ необходимо ориентировать на формирование профессионального интереса студентов, создавая мотивационно-проблемные ситуации.

Целью системы непрерывной подготовки специалистов является формирование готовности к решению профессиональных задач будущими специалистами в условиях информатизации социума.

Организация процесса обучения должна предусматривать не только общее знакомство с использованием новых информационных технологий для принятия управленческих решений, но и практическое решение задач на основе системного подхода к их постановке и анализу. Целесообразно использовать принципы организации обучения с ориентацией на современные информационные технологии и проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ, обеспечивающие комплексность подхода к обучению.

Изучение дисциплин по информационным технологиям, и в частности "Информационные системы в экономике", можно представить в виде следующих блоков:

блок, посвященный изучению теоретических основ информационных систем, их построению и созданию. Целью этого блока является изучение теоретических основ информационных систем (ИС), их состава и структуры, классификация ИС, последовательности создания ИС. Определение роли специалиста в области экономики в процессе создания и функционирования ИС;

блок, включающий понятие информационных технологий, их классификацию изучение основных видов информационных технологий, ИТ формирования, обработки и представления данных;

блок, рассматривающий практические вопросы, связанные с организацией и использованием автоматизированных информационных технологий в экономике. Особое место занимает изучение особенностей применения автоматизированных информационных технологий в бухгалтерском учете и органах налоговой службы. Дается обзор современного состояния рынка информационных технологий в экономике.

В процессе обучения по данной дисциплине студент должен освоить основы создания информационных систем и использования новых информационных технологий обработки информации, их влияние на успех в бизнесе. Познакомиться с основами методологии разработки автоматизированных информационных систем (АИС). Приобрести навыки практической реализации ее основных элементов с использованием персонального компьютера и типовых программных продуктов.

Наиболее важными проблемами разработки информационных управленческих систем являются организационные. Поэтому в рамках изучения дисциплины "Информационные системы в экономике" необходим особое внимание уделить вопросам анализа существующей бизнес-структуры и информационной системы, проектированию желаемой модели организации, разработке перспективного плана преобразований, назначению участников проекта, составлению календарного плана, бюджетированию проекта.

Решить эти задачи позволяет использование CASE-технологий, которые ускоряют разработку информационных систем за счет решения ряда организационных проблем. Разработка информационной системы основывается на реорганизации бизнес-правил, моделировании организационной структуры, проектировании баз данных и знаний, обосновании системы математических моделей, реализации пользовательского интерфейса, выборе архитектуры сети и технических средств. Разнообразие задач приводит к появлению проблем взаимодействия специалистов и необходимости согласования этапов проектирования и компонент информационной системы. При этом должно обеспечиваться единство тезауруса в рамках определенной предметной области.

Современные технологии проектирования информационных систем в некоторой мере позволяют решить перечисленные проблемы. В настоящее время используются CASE-технологии (Computer Aided Software/System Engineering), предоставляющие ряд нотаций для разработки описательных моделей. Одними из самых популярных программных продуктов, обеспечивающих полный цикл анализа, проектирования и кодогенерации, являются автоматизированные инструменты серии Platinum technology (Logic Works): BPWin, ERWin, ModelMart, Paradigm Plus, RPTWin.

BPWin поддерживает методологию функционального моделирования IDEF0 для реорганизации бизнес-процессов и проектирования организационной структуры. Методология IDEF3 используется для разработки модели описания бизнес-процессов. Экспорт данной модели в BPSimulator позволяет создать имитационную модель и рассчитать ее характеристики. Диаграммы потоков данных - DFD, также использующиеся в BPWin, предоставляют возможность разработать модель документооборота. Методология функционально-стоимостного анализа (Activity Based Costing - ABC) используется для оценки затрат на реализацию бизнес-процедур.

Экспорт объектов и атрибутов в CASE-средство ERWin дает возможность спроектировать нормализованную базу данных. ERWin интегрируется с популярными СУБД Power Builder, MS Access.

Помимо перечисленных CASE-средств, в процессе разработки информационных систем необходимы инструменты календарного планирования (например Time Line) и программы оценки инвестиционного проекта (например Project Expert).

Таким образом, учебной процесс ориентирован на изучение CASE-технологий при создании информационной системы, пакеты TIME LINE - для сетевого календарного планирования и управления и Project Expert - для финансового моделирования. Помимо этого в зависимости от конкретной специальности экономического профиля в программу входит обучение работе: с профессиональными программами, в сети Интернет (поиск информации, использование электронной почты, сетевых ресурсов по специфике деятельности будущих специалистов, основы электронного бизнеса).




Ваши комментарии
[SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]
[СО РАН]

© 2001, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
© 2001, Объединенный институт информатики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт систем информатики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт математики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт цитологии и генетики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Новосибирский государственный университет
Дата последней модификации Friday, 14-Sep-2001 15:24:26 NOVST