Преподавание информатики в вузе

Лаврушина Е.Г.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Моисеенко Е.В.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Несмотря на чрезвычайно бурное внедрение информатики в нашу жизнь, пока еще отсутствуют строгие общепризнанные определения и структуризация этой науки.

Попытки дать определение информатике делаются постоянно. Диапазон подходов и предложений весьма широк. Появляются весьма экзотические предложения, связанные, например, с духовно-религиозной трактовкой природы информации и информационного взаимодействия во вселенной.

Формально у нас в стране информационные технологии возглавляют перечень приоритетных направлений научно-технического развития страны, одобренный правительственной комиссией по научно-технической политике и утвержденной Правительством РФ.

Информатика как обязательная общенаучная дисциплина изучается в средней и в высшей школе независимо от направления подготовки специалистов. В то же время информатика с трудом завоевывает равноправное место среди ведущих фундаментальных научных направлений. Так, при проведении различных конкурсов в рамках ряда программ, в том числе государственных, информатика часто не имеет самостоятельной позиции, оказывается в недрах математики, механики и даже энергетики. Порой от информатики искусственно "отрывают" телекоммуникации и компьютерные сети.

Многие специалисты и руководители потребность в информатизации образования связывают с необходимостью интеграции российского образования с мировой системой образования. При этом основную цель этой интеграции они видят в сведении нашей системы к западной модели, которая в своей основе является многоступенчатой и связана с подготовкой магистров, бакалавров и т. д. Представляется, что этот процесс "перестройки" и массового копирования зарубежной модели имеет весьма косвенное отношение к информатизации образования. Более того, российская система образования, так же как и наша система дошкольного и школьного воспитания, являются не худшими в мире, имеют свои многовековые традиции и требуют более внимательного отношения к себе.

В то же время информатизация должна стимулировать дальнейшее совершенствование самой технологии и организации образовательного процесса.

Пока центральной фигурой в образовательной технологии остается человек -- преподаватель. В какой мере, и на какой период он останется в этом статусе, а если останется, то, как видоизменится его деятельность, -- эти и другие аналогичные вопросы уже возникают и ждут своего решения в связи с активным внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс.

Сегодня уже реальностью стали такие новые образовательные технологии, как электронные учебники, электронные факультеты, дистанционное обучение и т. д.

Еще одна проблема привлекает сегодня внимание специалистов в сфере просвещения и образования. Она связана с ролью и местом информатики как научной и учебной дисциплины. В настоящее время происходит процесс неуклонного роста мировоззренческой роли информатики, роста ее интегрирующей роли по отношению ко многим научным и научно-техническим дисциплинам и направлениям.

Подготовка современных специалистов формируется на фоне активно развивающейся информатизации общества и образования всех уровней. В условиях массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий становиться актуальным вопрос формирования информационной культуры широкого круга пользователей.

Рассмотрение материала из области образовательной информатики показывает, что перспективы ее развития связываются с интеграцией. В отношении содержания интегрированных курсов накоплен значительный опыт, однако, форма преподавания остается все еще традиционной, приемлемой для преподавания одной конкретной дисциплины. На сегодняшний день не существует единой концепции построения интегрированных курсов.

Информатика как учебный предмет включена в учебные планы всех современных специальностей. Основная цель этого предмета - научить молодого специалиста основам использования персонального компьютера в своей профессиональной деятельности.

Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса на основе системного анализа разработана концепция преподавания информатики. Она учитывает требования Государственных стандартов к подготовке по специальностям, специфику различных специальностей и базируется на трех уровнях подготовки.

Информатика как составная часть профессиональной подготовки (глубокое знание языков программирования, технологий программирования, современных пакетов программ) - для специальностей технического профиля и при подготовке специалистов с квалификацией "информатик - экономист" института информационных технологий и технических систем.

Информатика как инструмент исследования профессиональных проблем (знание современных пакетов программ, умение создавать несложные собственные программы для решения профессиональных задач, умение создавать крупные базы данных и работать с ними) - для специальностей экономического профиля.

Информатика как один из инструментов профессионального мастерства (знание компьютера на уровне пользователя, умение работать с операционными системами и современными прикладными пакетами программ, использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности) - для гуманитарных специальностей.

Хотя новые ГОСы по специальностям содержат аннотации содержания предмета "Информатика", они не всегда раскрывают детальное его изложение. А содержание зависит от уровня, обозначенного выше.

В общем виде содержание предмета "Информатика" складывается из следующих разделов:

Информация и компьютер в профессиональной деятельности.

Операционные системы и системные утилиты. Локальные и глобальные сети. Internet и электронная почта.

Алгоритмы, языки программирования, технологии программирования, объектное программирование.

Программы общего назначения - текстовые редакторы и редакторские системы, электронные таблицы, графические редакторы, компьютерный офис, мультимедиа.

Базы данных, СУБД.

Профессиональные программы.

Основы информационной безопасности и защиты государственной тайны.

Программы решения статистических, оптимизационных задач.

При конкретизации этого содержания приходится учитывать реальные обстоятельства:

Количество аудиторных часов на предмет, предусмотренных в учебном плане специальности (особенно актуально это обстоятельство для гуманитарных специальностей, когда в учебных планах на "Информатику" отводится небольшое число аудиторных часов).

Знание языка программирования специалистами разного профиля (целесообразность включения раздела 2).

Непрерывность компьютерного образования - наличие в учебных планах специальностей предметов, связанных с компьютерными технологиями, на старших курсах (включение в предмет "Информатика" раздела 6).

Данный раздел включает обучение работе с профессиональными программами. На сегодняшний день разработано большое разнообразие пакетов специализированных программ. Например, для юристов - это и справочные правовые системы ("КонсультантПлюс", "ГАРАНТ", "Кодекс" и др.), и Информационная система "Арсенал" для ведения картотеки уголовных дел, и деловые игры ("Рэкет", "Убийство", "Следователь" и др,), и консультирующие программы ("Маньяк", "Методика познавательного допроса", "Время смерти" и др.), и экспертные системы, и т.д.

Необходимость изучения таких программ не вызывает сомнения, но программа предмета "Информатика" насыщена до предела. Целесообразно изучение раздела 6 перенести на старшие курсы. Это позволит и закрепить знания, полученные в "Информатике" на младших курсах, и изучить профессиональные программы обстоятельно, и освоить современные информационные технологии в профессиональной деятельности.

Трудности внедрения в учебный процесс профессиональных программ - в отсутствии для многих из них сопутствующего методического обеспечения (по рекламным проспектам не всегда удается определить возможности программы).

Умение решать математические задачи статистического или оптимизационного характера, возникающие в профессиональной деятельности (целесообразность включения в рабочую программу "Информатики" раздела 8).

Современная математизация практически всех научных областей требует от специалистов умения профессионально правильно сформулировать задачу, чтобы решить ее с помощью компьютера. Для этого могут быть использованы и электронные таблицы (например SuperCalc, QuattroPro, Excel), и программы статистической обработки данных (хорошо известная программа StatGraf), и современные решатели задач (MathCad, MathLab, Mathematic и др.). Представляется, что изучение таких программ целесообразно вынести из предмета "Информатика" с тем, чтобы на старших курсах был специальный предмет, требующий использования таких программ в профессиональной деятельности (например спецкурс "Юридическая статистика", "Статистическая обработка социологических исследований", "Математические модели экологических систем" и т.п.).

Техническое и программное обеспечение дисплейных классов (обстоятельство, связанное не с вопросом "чему учить?", а с вопросом "на чем учить?").

Наличие дисплейных классов с выходом в сеть Internet (это обстоятельство обусловлено тем, что подключить к сети каждый учебный компьютерный класс пока затруднительно, а при наличии в вузе одного-двух классов, подключенных к Internet, требуется специальная организация по обучению в них студентов разных факультетов).

Есть два варианта освоения молодыми специалистами работы в сети Internet, в электронной почте e-mail: в составе предмета "Информатика" или отдельным самостоятельным (небольшим) курсом. Второй вариант предпочтительнее (занятия ведет один преподаватель по единой программе в одном классе), хотя требует выделения одного класса только под обучения теме "Internet и e-mail".

В связи с вышеизложенным, общий вывод может быть сформулирован следующим образом: содержание предмета "Информатика" должно иметь обязательную и вариабельную части. В обязательную часть следует включить разделы 1, 2, 4, 5 (последний рекомендован Министерства образования РФ всем направлениям подготовки и специальностям), а в вариабельную в зависимости от специальности внести некоторые из остальных разделов (возможно, в обзорном виде).

Для того чтобы студент по окончанию ВУЗа имел определенный уровень информационной культуры, необходимо непрерывное компьютерное образование. Эту функцию выполняют наряду с базовым курсом информатики и курсы по выбору (студента или ВУЗа) и специальные дисциплины.




Ваши комментарии
[SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]
[СО РАН]

© 2001, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
© 2001, Объединенный институт информатики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт систем информатики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт математики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт цитологии и генетики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Новосибирский государственный университет
Дата последней модификации Friday, 14-Sep-2001 15:24:47 NOVST