VII Международная конференция по электронным публикациям "EL-Pub2002"

23-27 сентября 2002 г., г. Новосибирск, Академгородок

Архитектура информационной системы разработки и поддержки образовательных ресурсов ЛЕММА: подход на основе COM-технологии

Баяндина З.В.
Новосибирский государственный университет

При разработке информационных систем для создания и поддержки образовательных ресурсов важную роль играет не только способ организации данных, но и реализованная архитектура системы. От архитектуры информационной системы зависит удобство использования системы, быстродействие, простота сопровождения, расширяемость системы и другие характеристики таких информационных систем.

В Мультимедиа центре НГУ разрабатывается информационная система разработки и поддержки образовательных ресурсов ЛЕММА (Лекционная Мультимедиа Аудитория). Система построена на основе реляционной базы данных, в ней существуют инструменты для определения типов данных и их атрибутов. Данные каждого типа хранятся в отдельной таблице: каждому объекту соответствует определенная запись в таблице. Атрибуты объектов хранятся в полях таблицы. Для представления данных используются шаблоны – когда пользователь запрашивает данные элемента определенного типа, системой ЛЕММА подставляются данные элемента в один из доступных шаблонов для этого типа, после обработки шаблона создается документ, который и получает пользователь. Создаваемые учебные курсы доступны через Интернет.

При разработке очередной версии системы возник вопрос: какое решение лучше использовать для предоставления доступа к основным объектам системы. Рассматривалось несколько вариантов:

От первого варианта мы отказались по причине достаточно большой трудоемкости реализации. Кроме того, это решение потребовало бы создания собственного стандарта доступа к объектам базы данных, что затруднило бы реализацию и использование серверных компонентов системы клиентскими приложениями системы.

Вариант с использованием технологии CORBA более привлекателен, так как является концепцией для создания гетерогенных систем в распределенных средах. Но для решения задачи разработки информационной системы для создания и поддержки образовательных ресурсов он не является самым оптимальным по ряду причин:

Таким образом, при разработке архитектуры системы после длительного анализа был выбран подход на основе COM-технологии.

COM-технология предоставляет удобную архитектуру предоставления сервисов разными компонентами. В отсутствие COM для доступа к сервисам, предоставляемым библиотеками, локальными процессами, операционной системой или удаленными процессами применяются разные механизмы. СОМ-технология определяет стандартный механизм, с помощью которого одна часть программного обеспечения предоставляет свои сервисы другой. Общая архитектура сервисов в библиотеках, приложениях, системном и сетевом программном обеспечении позволяет СОМ изменить подход к созданию программ.

В СОМ любая часть программного обеспечения реализует свои сервисы как один или несколько объектов СОМ. Каждый такой объект поддерживает один или несколько интерфейсов, состоящих из методов. Метод — это функция или процедура, которая выполняет некоторое действие и может быть вызвана программным обеспечением, использующим данный объект (клиентом объекта), Методы, составляющие каждый из интерфейсов, обычно определенным образом взаимосвязаны. Клиенты могут получить доступ к сервисам объекта СОМ только через вызовы методов интерфейсов объекта — у них нет непосредственного доступа к данным объекта. Любой СОМ-объект — это экземпляр определенного класса. Объекты одного класса могут, например, реализовывать сервисы корректировки орфографии и словаря синонимов, тогда как объекты другого класса — представлять банковские счета. Для доступа к сервисам, предоставляемым любыми типами программного обеспечения, используется одна общая модель.

Преимуществами COM-технологии являются следующие.

В системе ЛЕММА на основе COM-технологии были реализованы компонент доступа к объектам базы данных и компонент, реализующий синтаксический анализатор шаблонов системы. В компоненте доступа к объектам базы данных реализован набор классов: элемент учебного ресурса, класс элементов учебного ресурса, шаблон, интерфейс, отношение, ассоциация, гиперссылка и др. Каждый класс предоставляет некоторый набор методов, которые позволяют создавать, модифицировать, удалять, запрашивать списки связанных объектов и т.п. Синтаксический анализатор шаблонов системы реализует интерфейс для анализа шаблонов, то есть в системе возможно использование сразу нескольких анализаторов шаблонов при условии, что они все реализуют один и тот же интерфейс.

При реализации системы ЛЕММА были отмечены такие особенности рассматриваемой технологии:

Таким образом, COM-технология оказалась удачным средством для реализации компонентов информационной системы для создания и поддержки образовательных ресурсов.

Литература

1
З.В. Баяндина, В.Г. Казаков, А.М. Задорожный. Применение реляционной модели, XML-технологий и «гипертекстовых» полей баз данных в системе разработки и поддержки учебных курсов ЛЕММА 3, в сб. Тезисы докладов международной научно-методической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании», Новосибирск, 2001, 257–258.
2
З.В. Баяндина, В.Г. Казаков, А.М. Задорожный. Расширяемая модель данных в системе разработки и поддержки учебных ресурсов ЛЕММА, в сб. Новые информационные технологии в университетском образовании. Тезисы Международной научно-технической конференции, 20-22 марта 2002, Кемерово, 2002, 181–182.
3
А. Цимбал. Сравнительный анализ технологий CORBA и COM (из материалов сайта www.interface.ru).
4
Д. Чеппел. Технологии ActiveX и OLE, Русская редакция, 1997.



|Электронная библиотека| |Математические публикации| |Информационные ресурсы|
Ваши комментарии
Обратная связь
[SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]
[СО РАН]

© 2002, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
© 2002, Объединенный институт информатики СО РАН, Новосибирск