Одной из главных задач Государственной образовательной политики Республики Казахстан на современном этапе является создание Национальной системы оценки качества образования для обеспечения государственного контроля качеством образования и повышения объективности, достоверности оценки качества образования.
Тестирование в образовательном процессе - периодический процесс
объективного и стандартизированного измерения (оценки) результатов
образовательного процесса (уровня подготовки и/или образовательной услуги) на всем протяжении образовательного процесса.
Объективное измерение характеризуется, в первую очередь,
надежностью и валидностью.
Тесты (т.е. серии тестовых заданий) для контроля усвоения знаний в
какой-либо предметной области относятся к так называемым тестам достижений.
По отношению к контролю знаний в учебных заведениях распространен также термин ``педагогические тесты''. Для того чтобы подготовленные тесты действительно позволяли оценить степень усвоения учебного материала, они должны быть составлены в соответствии с определенными требованиями классической теории тестирования.
Основные объективные составляющие (характеристики) тестов: надежность и валидность тестов. Применительно к ``педагогическим тестам'' - это:
ретестовая надежность, надежность взаимозаменямых (параллельных) форм, надежность эквивалентных половин теста, надежность на внутреннюю согласованность теста, очевидная валидность, содержательная валидность, эмпирическая (сравнительная, текущая и прогностическая) валидность.
Отличительная особенность предлагаемого подхода заключается в том, что оценку надежности и валидизацию проходят и тестовые вопросы, и тестовые задания как по отдельным группам экспертов, состоящих из
высоквалифицированных специалистов-предметников по тестовым вопросам и из ответственных специалистов центра тестирования по организации и проведению тестирования, так и в комплексе.
Общая информационная структура интеллектуального блока принятия решений (ИБПР) включает:
ИБПР - интеллектуальный блок принятия решений, который включает в
себя набор процедур и программных средств для оценки надежности и валидности тестов (тестовых вопросов и заданий) на основе баз знаний, сформированных через интерфейс, и содержащих знания экспертов и информацию от тестируемых - студентов; БДТВ - база данных тестовых вопросов, которая содержит тестовые вопросы, разработанные специалистами кафедр;
БД*ТВ - промежуточная БДТВ, содержащая тестовые вопросы, прошедшие этапы оценки надежности и валидизации через ИБПР;
БД Деканат -- база данных ``Деканат'', которая содержит учетные данные о студентах и профессорско-преподавательском составе (ППС), статистические данные по успеваемости студентов, календарные планы по специальностям, расписание занятий;
БД*ТЗ - промежуточная база данных тестовых заданий, содержащая тестовые задания, прошедшие этапы оценки надежности и валидизации через ИБПР;
БЗ - база знаний, которая содержит декларативные знания (данные о классификаторах специальностей, типовых программах и типовых учебных планах, рабочих программах и рабочих учебных планах, а также процедуры обработки);
БЗ*ТВ - промежуточная база знаний тестовых вопросов, которая содержит промежуточные знания экспертов по разработке и формированию тестовых вопросов, информацию от студентов, процедуры по обработке данных из БД*ТВ, процедуры по оценке надежности и валидизации тестовых вопросов через ИБПР;
БЗ*ТЗ - промежуточная база знаний тестовых заданий, которая содержит промежуточные знания экспертов по организации и проведению тестирования формированию тестовых заданий, процедуры по обработке данных из БД*ТЗ, процедуры по оценке надежности и валидизации тестовых заданий через ИБПР;
БнЗ - банк знаний, который тестовые вопросы и тестовые задания, прошедшие процедуры по оценке надежности и валидизации через ИБПР, и конечные (эталонные на данный момент времени) процедуры и знания из промежуточных баз.
В ИБПР реализованы следующие функции:
первичная валидизация тестовых вопросов при формировании БДТВ;
формирование БЗ по Государственным общеотраслевым стандартам
образования (ГОСО);
очевидная валидизация тестовых вопросов;
содержательная валидизация тестовых вопросов;
формирование тестовых заданий из вопросов, прошедших очевидную и содержательную валидизацию;
тестирование студентов (интерактивное тестирование в компьютерных классах; анкетирование в лекционных аудиториях);
формирование результатов тестирования;
статистическая обработка результатов тестирования; эмпирическая валидизация тестовых вопросов, содержательная и эмпирическая валидизация тестовых заданий, оценка надежности тестовых вопросов и заданий; накопление вариантов ТЗ из ТЗ, прошедших валидизацию и оценку надежности.
Разработанный авторами данной статьи подход по достижению надежности и валидности тестовых вопросов и тестовых заданий реализован в
автоматизированной системе тестирования образовательного процесса, которая находится на различных этапах внедрения в КазГосЖенПИ.
Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции
Ваши комментарии Обратная связь |
[Головная страница] [Конференции] |
© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск