Конференции ИВТ СО РАН


«Вычислительные и информационные технологии
в науке, технике и образовании»

Алматы, Казахстан, 6 – 10 октября 2004 года

Тезисы докладов


Организация многоэтапного тестирования в ВУЗах на базе автоматизированной системы тестирования

Махмутов С.А., Михалкин С.А, Пестерев А.В., Слепов С.Б.

Казахский Государственный Женский Педагогический Институт (Алматы)

Введение Министерством Образования и Науки Республики Казахстан промежуточного государственного контроля качества (ПГК) подготовки специалистов в высших учебных заведениях (ВУЗах) обязывает ВУЗы кардинально пересмотреть свои взгляды как на систему тестирования образовательного процесса в ВУЗах в целом, так и на организацию периодического (многоэтапного) тестирования образовательного процесса в ВУЗах.
В данной статье рассматриваются способы организации многоэтапного тестирования в ВУЗах на основе автоматизированной системы тестирования образовательного процесса, разработанной авторами данной статьи.
Автоматизированная система тестирования образовательного процесса (АСТ ОП) предназначена для определения уровня и глубины знаний, умений и навыков учащихся средних и высших учебных заведений.
АСТ ОП состоит из следующих подсистем:
формирования базы данных тестовых вопросов (БД ТВ);
формирования тестовых заданий (ТЗ);
интерактивного тестирования (ИТ);
анкетирования;
статистики.
В зависимости от времени проведения контроля знаний учащихся и объема контролируемого материала, можно выделить 4-е этапа контроля образовательного процесса в ВУЗе, проводимых на базе АСТ ОП:
1-ый этап - текущее тестирование (контроль усвоения текущего преподаваемого материала);
2-ой этап - промежуточное тестирование (срез знаний);
3-ий этап - рубежное тестирование (определение рейтинга);
4-ый этап - итоговое тестирование (зачет, экзамен).
При этом методика проведения этапов тестирования, относительно планирования этапов тестирования, предполагается как плановая, так и внеплановая. Так планируемым может быть каждый из 4-ех этапов тестирования (рубежное и итоговое тестирование - обязательно).
Внеплановыми могут быть только текущее и промежуточное тестирования.
Предусмотрены 2-а способа проведения этапов тестирования: анкетирование и интерактивное тестирование.
Анкетирование - общепринятый, стандартный процесс тестирования, основанный на применении бумажной технологии - бланковой формы ``бумага + карандаш'' посредством анкет и вопросников тестовых заданий.
Интерактивное тестирование - это такой процесс тестирования, который осуществляется посредством диалога тестируемого с компьютером (программой тестирования) по заранее определенному тестовому заданию.
Анкетирование наиболее подходит для проведения текущего и промежуточного тестирования и менее - для рубежного тестирования (при одновременном тестировании большого контингента учащихся), интерактивное тестирование применяется для рубежного и итогового тестирования.
Способы организации многоэтапного тестирования:
1-ый способ - классический подход к организации многоэтапного тестирования (кредитная технология). Основной особенностью является то, что подмножества множества тестируемого объема материала-информации на всем протяжении курса обучения (как внутри одного этапа, так и на разных этапах тестирования) не пересекаются. Так нет пересечений не только подмножеств множества текущего этапа тестирования, что априори предполагается из определения текущего тестирования, но и подмножеств множеств промежуточного и рубежного тестирования. Для организации данного способа необходимо определить количество итераций тестирования внутри текущего, промежуточного и рубежного этапов тестирования на всем протяжении курса обучения, а также временные интервалы между итерациями тестирования.
2-ой способ - развитие 1-го способа, который также имеет место быть при классическом подходе к организации многоэтапного тестирования.
Отличительная особенность от 1-го способа - это пересечение подмножеств множества тестируемого объема материала на этапе промежуточного тестирования. При организации данного способа помимо определения количества итераций тестирования и временных интервалов между итерациями тестирования необходимо определить оптимальную(ые) область(и) пересечений подмножеств множества тестируемого объема материала на этапе промежуточного тестирования.
3-ий способ - дальнейшая модернизация классического подхода к организации многоэтапного тестирования на основе подхода, реализованного во 2-ом способе. Отличительная особенность от 1-го способа - это пересечение подмножеств множеств тестируемого объема материала как на этапе промежуточного тестирования, так и на этапе рубежного тестирования. При организации данного способа помимо определения количества итераций тестирования и временных интервалов между итерациями тестирования необходимо определить оптимальную(ые) область(и) пересечений подмножеств множеств тестируемого объема материала на этапах промежуточного и рубежного тестирования.
Периодический контроль уровня знаний, умений и навыков учащихся, относительно текущего и ранее пройденного материала, в процессе изучения дисциплины стимулирует учащихся к периодическому повторению пройденного материала и, в конечном итоге, приводит к повышению надежности итоговой оценки знаний по всему курсу изучаемой дисциплины.

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
[ICT SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]

© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск