Конференции ИВТ СО РАН


«Вычислительные и информационные технологии
в науке, технике и образовании»

Алматы, Казахстан, 6 – 10 октября 2004 года

Тезисы докладов


Модель экспертной системы менеджмента качества (СМК) образовательного процесса КазГосЖенПИ

Караев Ж.А., Махмутов С.А., Михалкин С.А, Пестерев А.В., Слепов С.Б.

Казахский Государственный Женский Педагогический Институт (Алматы)

На современном этапе развития системы образования Республики Казахстан приоритетными направлениями в концепции модернизации образования в Республике Казахстан являются создание Национальной системы оценки качества образования, внедрение в высших учебных заведениях системы менеджмента качества образования, внедрение в организациях высшего профессионального и послевузовского образования Государственных стандартов РК ( СТ РК 1157-2002, 1158-2002 ), проведение научно-исследовательских и учебно-методических работ по обеспечению внедрения новых информационных технологий в образовательные процессы.
Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения с целью увеличения вероятности повышения удовлетворенности как потребителей, так и других заинтересованных сторон.
Она дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.
Экспертные системы (ЭС) относятся к системам искусственного интеллекта общего назначения - системам, которые не только исполняют заданные процедуры, но и на основе метапроцедур поиска генерируют и используют процедуры решения новых конкретных задач. ЭС содержит три существенных компонента:
базу знаний,
блок принятия решений,
интерфейс между экспертами и системой.
Ядро ЭС - база знаний и блок принятия решений.
Основными элементами экспертной СМК образовательных процессов КазГосЖенПИ являются:
Образовательные процессы - основные (учебные), вспомогательные и обеспечивающие процессы.
Студенты и преподаватели - основные участники учебных процессов.
Системы внутреннего аудита, анкетирования и тестирования - основные контрольно-измерительными блоками образовательных процессов.
База данных (БД) содержит информацию - текущие (промежуточные) учетно-статистические данные о функционировании образовательных процессов.
Банк данных (БнД) содержит итоговые (долгосрочные) данные о функционировании образовательных процессов, а также требования в виде декларативных данных со стороны заказчиков образовательных процессов:
МоиН, средних учебных заведений, студентов и самой организации образования - КазГосЖенПИ.
Эксперты - определяют знания (данные и правила), характеризующие проблемную область - качество образовательных процессов, обеспечивают полноту и правильность введенных в экспертную систему знаний.
Блок формирования паспортов текущих состояний формирует паспорта текущих состояний образовательных процессов:
паспорт текущего состояния образовательных процессов (паспорт текущего состояния студентов,
паспорт текущего состояния преподавателей);
паспорт текущего состояния вспомогательных процессов;
паспорт текущего состояния обеспечивающих процессов.
Блок формирования паспортов эталонных состояний формирует паспорта эталонных состояний образовательных процессов:
паспорт эталонного состояния образовательных процессов (паспорт эталонного состояния студентов,
паспорт эталонного состояния преподавателей);
паспорт эталонного состояния вспомогательных процессов;
паспорт эталонного состояния обеспечивающих процессов.
Формирование паспортов эталонных состояний образовательных процессов осуществляется с обязательным учетом типовых программ, квалификационных требований, стандартов МО и Н, ГОСО, СТ РК ИСО 9001:2001.
На основании результатов тестирования, их статистической обработки, базы данных (БД) и базы знаний (БЗ), а также с учетом показателей научно-исследовательской работы студентов, их социальной активности осуществляется формирование паспорта текущего состояний студентов, конкретно, по каждой изучаемой дисциплине -- по разделам предмета, видам занятий и практике.
База знаний (БЗ) содержит текущие декларативные и процедурные знания, знания экспертов по качеству образовательных процессов.
Банк знаний (БнЗ) содержит итоговые (результирующие) знания по качеству образовательных процессов.
Система менеджмента качества подразумевает обязательное наличие процесса анализа на соответствие (сравнения) выпускаемой продукции (на всех этапах производства) с эталоном. Для проведения сравнения необходимо наличия инструментария, методологии и методов сравнения, контрольно-измерительных и программных средств, математического аппарата.
Блок принятия решений состоит из блока анализа на соответствие, блока формирования таблицы достижений (качества) текущего состояния образовательных процессов и блока выработки управляющих (корректирующих) воздействий на образовательные процессы.
Основные компоненты экспертной СМК образовательных процессов КазГосЖенПИ, такие как автоматизированная система тестирования, автоматизированная система управления ``Институт'', разработаны авторами данной статьи и находятся на этапах внедрения в КазГосЖенПИ.

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
[ICT SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]

© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск