Конференции ИВТ СО РАН


«Вычислительные и информационные технологии
в науке, технике и образовании»

Алматы, Казахстан, 6 – 10 октября 2004 года

Тезисы докладов


Численное моделирование напряженно-деформированного состояния подземной трубы для транспортировки нефти

Джунисбеков Т.М., Андрющенко О.В.

Таразский государственный университет им. М.Х. Дулати,
кафедра "Динамика,
прочность и сервис машин" (Тараз)

Транспортировка нефти требует транснациональной трубопроводной системы. Выбор маршрута транснациональной трубопроводной системы на мировые рынки зависит от многих факторов (цены, рынка сбыта, безопасности транспортировки, экологии, политики и пр.) . Для надежности транспортировки нефти требуется коррозионно-стойкие и прочные трубы.

Разработка технологии создания коррозионно-стойких труб для транспортировки нефти является народно-хозяйственной проблемой стратегического назначения, поскольку разрушение трубопроводов приводит к потере нефти до 1 млн. тонн в год, остановке скважин, загрязнению сотен тысяч гектаров территории сельхозугодий, значительным расходам на ликвидацию аварий и восстановление трубопроводов. В целях экономии средств на эксперименты и создание опытных установок, необходимо применение численного моделирования напряженно-деформированного состояния многослойных труб из полимерных материалов для транспортировки нефти в различных условиях нагружения с целью конструирования трубопровода с заданными свойствами.

Для эффективного использования полимерных и композиционных материалов необходимы исследования по определению и прогнозированию области механической работоспособности их с учетом допустимых температур, напряжений, деформаций среды и других эксплуатационных факторов. Процессы взаимодействия труб из полимерных и КПМ с окружающей средой относятся к числу одних из наиболее сложных задач механики. В связи с этим возрастает роль математического моделирования НДС трубы из КПМ.

В работе исследуется напряженно-деформированное состояние подземной многослойной трубы для транспортировки нефти. Материалы слоев трубы считаем ортотропными. Расчет напряженно-деформированного состояния трубы выполнен при учете неравномерности распредеенных внутреннего и внешнего напряжений, а также равенстве нулю осевого напряжения. Таким образом, задача сводится к плоской. Постановка задачи и граничные условия выполнены в цилиндрической системе координат, центр которой расположен в центре сечения трубы. В результате получена система дифференциальных уравнений в перемещениях, в частных производных второго порядка, которая решена разностным методом с применением методов установления и расщепления. Получены распределения перемещений, деформаций и напряжений по сечению трубы.




Литература

1. Бородавкин П.П. Механика грунтов в трубопроводном строительстве. - М. Недра, 1986, 224с.

2. Аксельрад Э.Л., Ильин В.П. Расчет трубопроводов. Л.: Машиностроение, 1972, 240с.

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
[ICT SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]

© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск