Вычислительная математика и математическое моделирование
Разработана нестационарная математическая модель подшипника скольжения, основанная на гидродинамическом описании несущего смазочного слоя в приближении Стокса. Модель позволяет рассчитывать распределения скоростей и давлений в смазочном слое, распределение толщины смазки вдоль рабочих поверхностей, а также интегральные характеристики подшипника: коэффициент трения, несущая способность смазочного слоя, расход жидкости. На основе нестационарных уравнений Рейнольдса исследованы нелинейные колебания вала. На основе результатов численного моделирования течения жидкости в несущем слое, найдены коэффициенты эквивалентной колебательной системы с двумя степенями свободы, позволяющей сравнительно просто описывать нелинейную динамику вала подшипника.
Основываясь на решениях стационарных задач, определены коэффициенты: а) жесткости, определяющие частоту собственных колебаний вала, и б) демпфирования, характеризующие ширину и максимум амплитудно-частотной характеристики. Эти коэффициенты зависят от относительного смещения оси вала, от коэффициента вязкости смазки, от толщины и модуля упругости вкладыша. Далее эти коэффициенты используются для решения нестационарной задачи.
Таким образом, решение задачи о колебаниях в подшипнике сводится к анализу относительно простой механической системы с двумя степенями свободы. Коэффициенты этой системы определяются на основе численного решения уравнений Рейнольдса для смазочного слоя подшипника.
Предлагаемая математическая модель позволяет анализировать влияние различных входных параметров на рабочие характеристики подшипника и прогнозировать оптимальные режимы.
Работа выполнена при поддержке гранта 14G ККФН
Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции
Ваши комментарии Обратная связь |
[Головная страница] [Конференции] |
© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск