Задачи поддержки принятия решений
Во многих задачах возникает проблема объективного описания событий. Решая задачи и находя объяснения, мы приобретаем больше знаний о реальности. Задачи и объяснения размещаются в человеческом разуме, который своей способностью рассуждать обязан подверженному ошибкам мозгу, а доставкой информации - подверженным ошибкам чувствам. Что же тогда дает человеческому разуму право делать выводы об объективности внешней реальности, исходя из своего субъективного опыта и рассуждения [1]
Когда речь идет о таком сложном объекте как человек, очень трудно обойтись без научной рефлексии. Ученый, учитывающий процессы мышления и речи, в подавляющем большинстве случаев имеет дело с данными, "отягощенными" результатами интроспективных и рефлексивных процедур. Наука теряет в объективности, когда забывает, сколь она субъективна [2].
События происходят бесконечно, разум связывает события в череду. Если предположить, что высший разум наблюдает за событиями, которые происходят в мире, через свои "рецепторы" -- частные разумы, то частный взгляд на череду событий -- наблюдения частного разума есть наши субъективные наблюдения событий, связанных в череду. Если теперь мир рассматривать как единое целое, управляемое единым высшим разумом, то можно описать это управление событиями с помощью теории нечетких случайных событий, разработка которой только начата [3]. Но именно язык теории нечетких случайных событий оказывается удобным для описания обычных событий с учетом субъективности и достижения необходимой объективности исследуемой задачи.
[1] Дойч Д. Структура реальности. - Ижевск: НИЦ "Регулярная и хаотическая динамика", 2001.
[2] Фрумкина Р.М. Психолингвистика, учебник для студентов высших учебных заведений. М.: "Академия", 2001.
[3] Воробьев О.Ю. О нечетких событиях. ФАМ Записки-2004. Т.9.
Дополнительные материалы: | Полный текст доклада |
Ваши комментарии Обратная связь |
[Головная страница] [Конференции] |
© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск