International Union for Circumpolar Health Ministry of Public Health and Social Development of RF Russian Academy of Medical Sciences Siberian Branch of Russian Academy of Medical Sciences Siberian Branch of Russian Academy of Sciences Medical Polar Fund “Science” The Northern Forum |
|
Профессиональные заболевания, физиология и медицина труда
Актуальность задачи обусловлена неблагоприятным прогнозом трудовых ресурсов в ближайшем будущем и снижением уровня здоровья подростков, заканчивающих школу.
Проводимые в стране реформы общеобразовательной школы, связанные с внедрением профессионального обучения в старших классах, могут, в некоторой мере, способствовать разрешению проблемы. В свою очередь, профессиональная ориентация школьников в старших классах выдвигает ряд проблем, связанных со здоровьем школьников, созданием адекватных современным требованиям условий обучения, с технологическим аспектом самого педагогического процесса. Их устранение потребует комплексного подхода и участия представителей власти и бизнеса, различных специалистов гигиенического профиля и участников образовательного процесса.
В Новокузнецке Кемеровской области по инициативе Комитета по образованию и науки Администрации города научные сотрудники НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний разработали комплексную целевую программу «Здоровье и образование». Идеологическим стержнем программы является сохранение физического и психического здоровья выпускников общеобразовательных школ. Методологическая база программы основывается на системном подходе к созданию здоровьесберегающей среды с применением конкретных методов: социально-гигиенических, клинико-физиологических, гигиенических, психологических, педагогических и др. Основное назначение программы – интегрированная динамическая оценка состояния здоровья школьников, выявление причин и представление информации пользователям для принятия решений. С этой целью в рамках функционирующей городской программы социально-гигиенического мониторинга общественного здоровья и среды обитания научно обоснована и разработана информационная подсистема «Здоровье и образование». В функциональном плане в подсистеме реализовано четыре блока: «Здоровье школьников и преподавателей», «Условия обучения», «Психологическое здоровье» и «Педагогический мониторинг». Функционирование блоков подсистемы в рамках мониторинга позволяет проводить гигиеническую оценку организации образовательного процесса при различных его инновационных формах и, прежде всего, при профессиональной ориентации школьников. Также оно способствует формированию данных для изучения функциональных возможностей и оценки состояния здоровья школьников, для анализа и оценки эффективности медико-психолого-педагогической поддержки, определения уровня охвата школьников старших классов профориентацией и оценки её эффективности с учетом критерия здоровья и др.
То есть создан инструмент для проведения комплексного изучения влияния педагогического процесса на физическое и психическое здоровье, научного обоснования обучения старшеклассников в различных образовательных учреждениях с учетом перегруженности учебного процесса, гигиенических требований, личностных особенностей, а также профориентации будущих трудовых ресурсов. Для эффективного функционирования предложенной модели потребуется создание адекватной нормативно-справочной базы.
Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции
Написать веб-мастеру
Главная страница |
© 1996-2005, Сибирское отделение Российской Академии медицинских наук, Новосибирск
Последнее обновление: 06-Jul-2012 (11:52:05)