International Union for Circumpolar Health
Ministry of Public Health and Social Development of RF
Russian Academy of Medical Sciences
Siberian Branch of Russian Academy of Medical Sciences
Siberian Branch of Russian Academy of Sciences
Medical Polar Fund “Science”
The Northern Forum


13 Международный конгресс по приполярной медицине 
В рамках Международного Полярного Года

12-16 июня 2006г. Материалы
1-я и 2-я книги тезисов

Тезисы докладов


Этнические особенности здоровья северных народов

ТРАДИЦИОННАЯ ПИЩА В ЭТНИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА

Варшавер Е.А., Козлова М.А., Лисицын Д.В., Козлов А.И.

Институт возрастной физиологии Российской академии образования (Москва)

Пилотное исследование проведено в группе из 171 учащегося школы пос.Ловозеро Мурманской области (саамов и коми-ижемцев – 91).

Особенности складывающейся у школьников этнической идентичности анализировались с учетом «психологических» и «культурных» маркеров. К «психологическим» отнесены валентность и определенность этнической идентичности и уровень толерантности к представителям иных этнокультурных общностей. К «культурным» - уровень владения родным языком, знакомство с произведениями национальной культуры и национальной кухней. Культурные антропологи считают традиционную кухню одним из наиболее устойчивых компонентов культуры.

Информированность о характере традиционного питания изучалась методом свободных описаний, позволяющем оценить адекватность представлений школьников о национальной кухне; интенсивность обращения к этническим традициям питания в повседневной жизни современной семьи; межпоколенную преемственность этнических традиций.

Исследование показало, что 80% детей северян не осведомлены об особенностях национальной кухни и традициях питания своей этнической общности. Способов приготовления местных продуктов и блюд «арктической кухни» дети не знают, или не придают им значения. Судя по ответам школьников, принятый в их семьях образ питания в целом соответствует российскому варианту общеевропейской кухни и практически лишен этнических и локальных особенностей.

Однако опрос домохозяек-саами показал, что местные продукты, напротив, широко используются в повседневной кухне. Это различные части туши оленя; речная и озерная рыба; ягоды, грибы, съедобные дикорастущие растения. Но способы их приготовления, действительно, «вестернизированы» и почти потеряли этническую специфику. К тому же у кольских саамов «престижной» пищей считаются блюда европейской кухни, приготовленные преимущественно из покупных, а не местных продуктов, тогда как у других народов в праздничных случаях чаще всего готовятся блюда национальной кухни, выступающие символом этничности.

Анализ литературных предпочтений, владения родным и русским языком и отношения к традициям питания свидетельствуют о культурной ассимиляции северян-подростков. Однако их этническая идентичность характеризуется высокой определенностью и позитивностью. Таким образом, нельзя считать, что кольские саамы и коми полностью ассимилированы: в современной ситуации основным показателем существования этнической общности остается этническая идентичность.

Между тем, исследование показало очень низкую этнокультурную осведомленность молодежи и отсутствие преемственности поколений в передаче культурных традиций. В отношении питания это во многом обусловлено заполнением рынка стандартной marketed food, значительно потеснившей традиционные продукты и блюда. Если ситуация меняться не будет, коренному населению Кольского Заполярья грозит утеря еще одного из важных элементов этничности.

Исследование поддержано грантом РФФИ 05-06-80427

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Написать веб-мастеру
Главная страница

© 1996-2005, Сибирское отделение Российской Академии медицинских наук, Новосибирск
Последнее обновление: 06-Jul-2012 (11:52:05)