International Union for Circumpolar Health
Ministry of Public Health and Social Development of RF
Russian Academy of Medical Sciences
Siberian Branch of Russian Academy of Medical Sciences
Siberian Branch of Russian Academy of Sciences
Medical Polar Fund “Science”
The Northern Forum


13 Международный конгресс по приполярной медицине 
В рамках Международного Полярного Года

12-16 июня 2006г. Материалы
1-я и 2-я книги тезисов

Тезисы докладов


Организация здравоохранения

ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ У СТУДЕНТОВ-БИОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Айзман Н.И., Айзман Р.И.,

Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск)

Проблемы установления межличностных, в том числе гендерных, отношений, формирования гармоничности внутреннего состояния, умения разрешать конфликтные ситуации, устойчивости к различным стрессовым ситуациям и целый ряд других вопросов коммуникаций являются профессионально значимыми при подготовке будущих учителей. Это обусловлено тем, что педагогические вузы по контингенту обучаемых являются преимущественно женскими учреждениями (демографическая проблема). Выпускники вуза, приходя на работу в школу, могут переносить и формировать у детей свои неправильные модели поведения; а если учесть, что около 60% детей воспитываются в неполных семьях (женский вариант воспитания), то это усугубляет восприятие неправильных моделей поведения и искажает гендерные отношения в семье.

Поэтому выяснение проблем коммуникаций у студентов-педагогов является актуальной задачей для последующей коррекции их моделей поведения.

С этой целью нами была разработана анкета для выявления психологических и социально-экономических проблем у студентов-биологов 1-3 курсов Института естественных и социально-экономических наук НГПУ. Анкета состояла из 17 вопросов, в которой учитывались возраст, пол, место проживания, состав родительской семьи, совокупный ежемесячный доход, семейное положение, уровень удовлетворенности социально-экономическим состоянием, субъективное восприятие своего физического и психо-эмоционального состояния, наличие или отсутствие определенных личностных качеств; какими навыками обследуемые хотели бы обладать, способы решения имеющихся у них проблем и наиболее приемлемые методы формирования навыков эффективного общения и решения личных проблем. Всего было обследовано 34 студента 3 курса (29 девушек и 5 юношей) и 39 студентов 1 курса (33 девушки и 6 юношей) естественно-географического факультета в возрасте от 17 до 22 лет.

Анализ результатов анкет выявил принципиальное сходство имеющихся проблем у студентов разных курсов. Примерно поровну из них живет в общежитии и с родителями. Большая часть студентов проживала до поступления в вуз в деревнях и районных городах. От 15 до 20% студентов воспитывалось в неполной семье. В настоящее время ежемесячный доход на 1 члена семьи составляет в среднем от 2 до 3 тыс. рублей. Примерно 20% студентов 3 курса живут в гражданском браке (на 1 курсе менее 5%), остальные – незамужем (холостые). Удовлетворенность семейным положением на сегодняшний день испытывают только около 60% респондентов, независимо от семейного статуса. Примерно такое же количество студентов желают изменить свое семейное состояние. Особую тревогу вызывает тот факт, что свыше 50% респодентов отмечают напряжение психо-эмоционального состояния (тревогу, вспыльчивость, агрессивность, обидчивость, страх одиночества, ревность, стеснительность, упрямство). Они хотели бы обладать такими личностными качествами и навыками, как стрессоустойчивостью, адаптивностью, умением выходить из конфликтных ситуаций, навыками эффективного общения, терпением. В настоящее время большинство студентов решает свои личные проблемы в беседах с близкими и друзьями, однако наиболее желаемым способом формирования коммуникативных способностей и приобретения навыков они считают индивидуальные занятия с психологом, тренинги и курсы лекций.

Полученный психо-социологический портрет студентов-биологов педвуза позволяет рекомендовать организацию в системе дополнительного образования психологическое консультирование и тренинги коммуникативного общения для уменьшения стрессовых состояний и приобретения навыков эффективного горизонтального и вертикального взаимодействия.

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Написать веб-мастеру
Главная страница

© 1996-2005, Сибирское отделение Российской Академии медицинских наук, Новосибирск
Последнее обновление: 06-Jul-2012 (11:52:05)