International Union for Circumpolar Health
Ministry of Public Health and Social Development of RF
Russian Academy of Medical Sciences
Siberian Branch of Russian Academy of Medical Sciences
Siberian Branch of Russian Academy of Sciences
Medical Polar Fund “Science”
The Northern Forum


13 Международный конгресс по приполярной медицине 
В рамках Международного Полярного Года

12-16 июня 2006г. Материалы
1-я и 2-я книги тезисов

Тезисы докладов


Здоровье ребенка, репродуктивное здоровье

Психическое здоровье сибирcких детей и подростков: распространенность отклонений и психосоциальные факторы

Слободская Е.Р., Ахметова О.А., Рябиченко Т.И.

Государственное учреждение научно-исследовательский институт физиологии Сибирского Отделения Российской Академии медицинских наук (Новосибирск)

Предшествующее срезовое исследование стратифицированной рандомизированной выборки с использованием международных стандартизованных методов оценивания и диагностических систем показало, что распространенность отклонений психического здоровья у сибирских детей составляет примерно 15–20%, что примерно в два раза выше, чем в развитых странах и выше, чем в развивающихся. Несмотря на различия в уровне расстройств, их тип был сходен с другими странами: чаще всего встречались эмоциональные и поведенческие расстройства, на третьем месте была гиперактивность; оценки частоты составляли 8,8%, 8,6% и 1,3% соответственно. Результаты показали, что наиболее существенные факторы риска в Сибири - те же характеристики детей и их ближайшего семейного окружения, что и в других странах, однако значение показателей социально-экономического положения меньше. Цель настоящего исследования – изучить значение факторов стиля жизни наряду с традиционными социально-экономическими показателями для прогноза проблем психического здоровья у сибирских детей. В двух больших выборках самоотчетов 1013 подростков и 1640 отчетов родителей детей от 3 до 18 лет с помощью краткого скринингового опросника «Сильные стороны и трудности» изучена выраженность эмоциональных симптомов, проблем с поведением, гиперактивности/ невнимательности, проблем со сверстниками, просоциального поведения, а также общего числа проблем и их влияния на жизнь. При сравнении полученных данных с результатами исследований, проведенных на репрезентативных выборках, установлено сходство показателей психического здоровья, выявлено две основные группы отклонений – интернальные проблемы, включающие эмоциональные расстройства и социальные трудности, и экстернальные проблемы, включающие поведенческие расстройства и гиперактивность с нарушением внимания. Анализ факторов риска и защиты проводили при помощи моделирования структурными уравнениями. В выборке подростков психосоциальные факторы в целом объясняли 9,6% выраженности интернальных проблем и 34,6% экстернальных (поведенческих) проблем по данным самооценки. Развитию интернальных (эмоциональных) проблем способствовали семейное насилие, жесткость воспитания, женский пол и наличие отчима; в семьях с более высоким достатком и у старших детей выраженность интернальных проблем была меньше. Развитию экстернальных проблем способствовали употребление психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков), жесткость воспитания и наличие в семье отчима; сплоченность семьи, возраст, и безопасность района оказывали защитное действие.

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Написать веб-мастеру
Главная страница

© 1996-2005, Сибирское отделение Российской Академии медицинских наук, Новосибирск
Последнее обновление: 06-Jul-2012 (11:52:05)