Конференции ИВТ СО РАН



X Российская конференция с участием иностранных ученых "Распределенные информационно-вычислительные ресурсы”

Академгородок, г. Новосибирск, Россия, 6-8 октября 2005 г.

Тезисы докладов


Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика, формирование

Паршукова Г.Б.

ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)

Стратегическая цель развития библиотек России связана с актуальной потребностью современных российских библиотек в развитии персонала. Развитие персонала библиотеки подразумевает повышение престижа библиотечных профессионалов как профессиональной группы и обеспечение возможности построения и реализации личных стратегий конкретных людей. При этом должны быть учтены разработанные Европейским союзом ключевые компетенции личности, в список которых вошли и компетенции специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Для библиотекарей это особенно важно, поскольку особое внимание в современных стратегиях развития библиотечного дела приобретает информатизация библиотек и создание единой научно-образовательной информационной среды современной России.
Владение навыками использования информационно-коммуникационных технологий в настоящее время входит в систему ключевых компетенций личности, наряду с такими компетенциями, как социальная, культурная, межкультурная, коммуникативная, предпринимательская. Библиотечная деятельность – важный компонент социальной регуляции общества. Библиотеки создают дополнительные жизненные блага за счет предоставления обществу продуктов и услуг, несущих новое знание. Для библиотекаря использование информационно-коммуникационных технологий является инструментом его профессиональной деятельности и одним из ресурсов профессионального развития. Требование непрерывного повышения квалификации библиотекарей в области информационно-коммуникационных технологий – один из важнейших компонентов федеральной программы «Электронная Россия».
Информационно-коммуникационная компетенция библиотекарей складывается из комплекса навыков, формирование и развитие которых необходимо проводить на многоуровневой основе.
В Российской Федерации действует многоступенчатая система профессиональной подготовки библиотечных работников, которая включает подготовку специалистов со средним библиотечным образованием (колледжи культуры и искусств), высшим библиотечным образованием (академии, университеты, институты культуры и искусств; кафедры гуманитарных вузов), специалистов высшей квалификации (аспирантура), и различные формы их переподготовки (система дополнительного профессионального образования). Все это составляет систему непрерывного образования библиотечных работников. Модель профессиональной компетенции библиотекаря представляет собой определение и описание ряда личностных характеристик, а также особенностей мотивации, которые связываются с высокопрофессиональной информационно-библиотечной деятельностью, это ряд свойств, которые могут быть установлены в результате практических исследований профессиональных качеств специалистов библиотек. Важнейшее место в модели профессиональной компетенции библиотекарей занимает, так называемая информационная компетенция, которая включена в ключевые компетенции личности комитетом министров Европейского Совета (1999 г).
Исследование информационно-коммуникационных компетенций работников библиотек Сибирского федерального округа позволит выявить уровень информационно-коммуникационных компетенций и разработать систему развития ИКТ-компетенций библиотечного персонала в общем контексте Европейских ключевых компетенций личности.
В Стратегическом заявлении Евросоюза о ключевых компетенциях была заявлена потребность в новых учебных планах для образования, которая определяет приоритетом образования не знания, а компетенции (навыки и жизненный опыт).
Особенности информационных компетенций библиотекаря заключаются в том, что, it- знания, умения и навыки входят и в профессиональную модель и в модель ключевых компетенций индивида начала 21 века. Таким образом, модель информационной компетенции это один из элементов процесса профессионального развития библиотекаря и как профессионала и как личности. В общем виде мы представляем её как двухэлементную систему включающую общие компетенции и профессиональные Все профессиональные свойства, связываются с высоким уровнем предоставления информационно-библиотечных и библиографических услуг в различных направлениях профессиональной деятельности и имеют отношение к специальным библиотечным автоматизированным системам.
Нами разработан тест, который был опробован на группе сотрудников библиотек, обучающихся на высших библиотечных курсах при ГПНТБ СО РАН. В пилотном режиме протестировано 10 человек. Основной вывод неутешителен – владение компьютерными технологиями начального уровня (включить и выключить компьютер, распечатать набранный текст). Ни один из опрошенных не указал владение специальными АБИС. Таким образом мы считаем необходимым разработку специальных образовательных программ. Разработка учебно-методического комплекса по развитию ИКТ-компетенций даст возможность библиотечным специалистам без отрыва от работы и места жительства повышать квалификацию с использованием современных технологий подготовки кадров.
Внедрение учебно-методического комплекса позволит также библиотечным сотрудникам осуществить развитие личных стратегий профессиональной деятельности повышения квалификации.
На первом этапе предполагается диагностика уровня ИКТ-компетенции (на базе разработанных тестов) и создание учебного комплекса смешанного типа (интегрирующего традиционные и электронные учебные материалы) в рамках ресурсного центра дистанционного образования для сотрудников библиотек Сибирского федерального округа.
В систему будут включены учебные курсы по актуальным проблемам информатики, разработанные на основе анализа данных диагностики библиотекарей региона. Основой для создания дистанционной образовательной системы явятся доступные в Интернете полнотекстовые базы данных учебно-методических материалов Сибирского регионального библиотечного центра непрерывного образования, функционирующего при Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) с 1998 г. (http: // www. spsl.nsc.ru).
Нам представляется, что обучение компьютерным технологиям должно, прежде всего, быть комплексным. Отдельные знания и умения работы с отдельными программами должны быть интегрированы в модель ИКТ-деятельности.
Прежде чем обучать мы посчитали необходимым интегрировать умения и навыки в специфическую модель, которая характеризуется набором целей, а затем средствами, которое могут их реализовать: в конечном счете, нам представляется, что в результате обучения библиотекарь должен смоделировать некий компьютерный персональный центр профессиональной деятельности. Центр может быть реальным не сразу. Однако библиотекарь должен в форме модели четко понимать какие аппаратные средства и какие программные средства (класс, тип) должны быть им освоены для эффективной профессиональной деятельности. У специалиста не должно быть вопросов связанных с целевым использованием того или иного оборудования и программного обеспечения. Должно произойти совмещение модели НЕкомпьютерной профессиональной деятельности с возможностями компьютерных технологий. При этом пользователь должен осознать, вероятно, взаимовлияние профессиональных навыков и IT-умений должно лично ориентировать компьютерные технологии под задачи профессии и исходя из личных возможностей и умений конкретного специалиста.
Такой понимание целей обучения позволило нам сформулировать основные принципы обучающей программы: