Конференции ИВТ СО РАН



X Российская конференция с участием иностранных ученых "Распределенные информационно-вычислительные ресурсы”

Академгородок, г. Новосибирск, Россия, 6-8 октября 2005 г.

Тезисы докладов


Система определения рейтинга активности преподавателей кафедр

Арипов М.М., Ташпулатов Ф.О., Юлдашев З.З., Юлдашев З.Х.

Национальный университет Узбекистана (Ташкент)

1.ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Каждое высшее учебное заведение, являясь административной единицей соответствующей системы высшего образования, является учебным и научным центром со сложной структурой, для успешной деятельности которого требуется организация системы эффективного контроля и управления всех процессов на базе достижений современной теории управления, техники, компьютерных, в том числе и информационных технологий.
Применение компьютерных технологий в учебно-административной деятельности конкретного вуза позволяет:
-внедрять новые формы обучения с применением компьютеров;
-внедрять автоматизированные формы администрирования;
-проводить эффективный информационно-поисковый процесс требуемой информации;
-осуществлять оперативный контроль за исполнением приказов нижестоящими структурами;
-повысить исполнительскую ответственность и заинтересованность в эффективности своей деятельности профессорско–преподавательского состава и сотрудников;
-внедрить безбумажную технологию в справочно-отчетный документооборот между подразделениями: факультетами, кафедрами, лабораториями, библиотекой, учебной частью, отделом кадров, бухгалтерией, хозяйственным отделом, архивом.

Профессорско–преподавательской состав вуза, администрацию, сотрудников лабораторий, кафедр и т. д. можно именовать как основной субъект учебного и научного процесса. Студентов же можно отнести к активной компоненте объекта учебного и, зачастую, научного процесса. Для разработки эффективного механизма стимулирования субъектов учебного и научного процесса необходимо разработать систему материального и морального стимулирования, в которой последнее не должно играть доминирующую роль. В отношении студентов, такая система разработана и действует более или менее эффективно.
Она выражена -дифференцированной системой базовых стипендий, в которой за основу берутся показатели успеваемости;
-различными именными стипендиями, выплачиваемыми по особым критериям;
-системой материальных и моральных поощрений за те, или иные достижения, а также формы активности.
Однако в отношении преподавателей и сотрудников в большинстве случаев наблюдаются тенденции к уравниловке. Нередко циркулярные системы морального и материального стимулирования столь громозди и подвержены субъективному фактору, что при первой возможности руководство вуза, в том числе и заведующие кафедр, переходят к испытанной и спокойной по их уразумению системе "всем сестрам по серьгам". Так например, действующая в республике Узбекистан система морального и материального стимулирования профессорско–преподавательской состав вуза является громоздкой непропорциональной. Тем не менее, именно она взята за основу данной разработки, поскольку является официально действующей и по существу первым вариантом, сдвигающим проблему со статического состояния. Перед разработчиками системы ставилась задача автоматизации определения рейтинга профессорско–преподавательской состав вуза, в рамках некоторой гиперсистемы, включающей подсистему "автоматизированное рабочее место преподавателя вуза". Содержание доклада по существу представляет собой документацию по эксплуатации соответствующей системы, являющейся частью проекта, находящегося в стадии разработки.

Как известно, основным звеном всякого высшего учебного заведения являются кафедры, осуществляющие конкретные компоненты учебного процесса. Поэтому о состоянии Вуза можно судить по его кафедрам. В связи с этим, для определения оптимального пути развития каждой кафедры целесообразно определить рейтинговые показатели профессорско-преподовательского состава по следующим направлениям:
·Учебная работа;
·Научно-исследовательская работа;
·Научно-методическая работа;
·Организационно–воспитательская работа.

Определение рейтинговых показателей по вышеуказанным категориям позволяет определить активность каждого сотрудника кафедры в целом и по каждому пункту. На основании этих показателей, можно представить картину деятельности всей кафедры и её сотрудников. Кроме того, имеется ряд запросов касающиеся жизни кафедр. Автоматизация этих отчетов позволяет намного сэкономить время и использовать её более рационально.

Таким образом, создание системы, которая позволяет решить вышекуазанные проблемы весьма актуальна.
2.ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ
«Система Определения Рейтинга Активности Преподавателей Кафедры» обладает следующими возможностями:
1. Система обладает простым и дружественным интерфейсом.
2. Система позволяет возможности ввода и хранения информации содержащейся в « главной книге о деятельности кафедры» в базу данных.
3. Система позволяет корректировать введенную информацию.
4. Система позволяет получить рейтинговые отчёты по вышеупомянутым категориям и в целом в графическом виде.

3.СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ СИСТЕМЫ
Система разработана с применением технологий создания приложений баз данных среды программирования Delphi7. Вся исходная информация накапливается в базе данных, которая состоит из 9 логически-взаимосвязанных таблиц.

При разработке системы были учтены многие пожелания преподавателей, что позволило её качественному улучшению.
Саму систему можно назвать неким начальным ядром для разработок приложений такого типа. В перспективе, с применением технологий клиент-серверного программирования, системе можно придать возможности сбора, анализа и статистике информации по преподавательскому составу в вузах страны.

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
[ICT SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]

© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск