1.ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Каждое высшее учебное заведение, являясь административной единицей соответствующей системы высшего образования, является учебным и научным центром со сложной структурой, для успешной деятельности которого требуется организация системы эффективного контроля и управления всех процессов на базе достижений современной теории управления, техники, компьютерных, в том числе и информационных технологий.
Применение компьютерных технологий в учебно-административной деятельности конкретного вуза позволяет:
-внедрять новые формы обучения с применением компьютеров;
-внедрять автоматизированные формы администрирования;
-проводить эффективный информационно-поисковый процесс требуемой информации;
-осуществлять оперативный контроль за исполнением приказов нижестоящими структурами;
-повысить исполнительскую ответственность и заинтересованность в эффективности своей деятельности профессорско–преподавательского состава и сотрудников;
-внедрить безбумажную технологию в справочно-отчетный документооборот между подразделениями: факультетами, кафедрами, лабораториями, библиотекой, учебной частью, отделом кадров, бухгалтерией, хозяйственным отделом, архивом.
Профессорско–преподавательской состав вуза, администрацию, сотрудников лабораторий, кафедр и т. д. можно именовать как основной субъект учебного и научного процесса. Студентов же можно отнести к активной компоненте объекта учебного и, зачастую, научного процесса. Для разработки эффективного механизма стимулирования субъектов учебного и научного процесса необходимо разработать систему материального и морального стимулирования, в которой последнее не должно играть доминирующую роль. В отношении студентов, такая система разработана и действует более или менее эффективно.
Она выражена
-дифференцированной системой базовых стипендий, в которой за основу берутся показатели успеваемости;
-различными именными стипендиями, выплачиваемыми по особым критериям;
-системой материальных и моральных поощрений за те, или иные достижения, а также формы активности.
Однако в отношении преподавателей и сотрудников в большинстве случаев наблюдаются тенденции к уравниловке. Нередко циркулярные системы морального и материального стимулирования столь громозди и подвержены субъективному фактору, что при первой возможности руководство вуза, в том числе и заведующие кафедр, переходят к испытанной и спокойной по их уразумению системе "всем сестрам по серьгам". Так например, действующая в республике Узбекистан система морального и материального стимулирования профессорско–преподавательской состав вуза является громоздкой непропорциональной. Тем не менее, именно она взята за основу данной разработки, поскольку является официально действующей и по существу первым вариантом, сдвигающим проблему со статического состояния. Перед разработчиками системы ставилась задача автоматизации определения рейтинга профессорско–преподавательской состав вуза, в рамках некоторой гиперсистемы, включающей подсистему "автоматизированное рабочее место преподавателя вуза".
Содержание доклада по существу представляет собой документацию по эксплуатации соответствующей системы, являющейся частью проекта, находящегося в стадии разработки.
Как известно, основным звеном всякого высшего учебного заведения являются кафедры, осуществляющие конкретные компоненты учебного процесса. Поэтому о состоянии Вуза можно судить по его кафедрам. В связи с этим, для определения оптимального пути развития каждой кафедры целесообразно определить рейтинговые показатели профессорско-преподовательского состава по следующим направлениям:
·Учебная работа;
·Научно-исследовательская работа;
·Научно-методическая работа;
·Организационно–воспитательская работа.
Определение рейтинговых показателей по вышеуказанным категориям позволяет определить активность каждого сотрудника кафедры в целом и по каждому пункту. На основании этих показателей, можно представить картину деятельности всей кафедры и её сотрудников. Кроме того, имеется ряд запросов касающиеся жизни кафедр. Автоматизация этих отчетов позволяет намного сэкономить время и использовать её более рационально.
Таким образом, создание системы, которая позволяет решить вышекуазанные проблемы весьма актуальна.
2.ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ
«Система Определения Рейтинга Активности Преподавателей Кафедры» обладает следующими возможностями:
1. Система обладает простым и дружественным интерфейсом.
2. Система позволяет возможности ввода и хранения информации содержащейся в « главной книге о деятельности кафедры» в базу данных.
3. Система позволяет корректировать введенную информацию.
4. Система позволяет получить рейтинговые отчёты по вышеупомянутым категориям и в целом в графическом виде.
3.СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ СИСТЕМЫ
Система разработана с применением технологий создания приложений баз данных среды программирования Delphi7. Вся исходная информация накапливается в базе данных, которая состоит из 9 логически-взаимосвязанных таблиц.
При разработке системы были учтены многие пожелания преподавателей, что позволило её качественному улучшению.
Саму систему можно назвать неким начальным ядром для разработок приложений такого типа. В перспективе, с применением технологий клиент-серверного программирования, системе можно придать возможности сбора, анализа и статистике информации по преподавательскому составу в вузах страны.
Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции
Ваши комментарии Обратная связь |
[Головная страница] [Конференции] |
© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск