Известно, что вопрос эффективного и объективного контроля знаний всегда был актуальным в любой системе образования. Он, как правило, является одним из центральных всех педагогических систем или технологий, как это принято называть в последнее время, придавая, конечно, соответствующей системе(технологии) подобающую форму и содержание. Использование же современных компьютеров, объединённых в сети, привнесло в эту проблематику ряд достаточно эффективных решений и, как это бывает часто - породило целый ряд новых проблем. Разумеется, что их решение в свою очередь сулит новые перспективы, иначе говоря, здесь мы наблюдаем цикличность и спиралеобразность постановок проблем образования на всё более высоком уровне.
Ряд реформаций, внедрённых в систему образования Республики Узбекистан и, особенно, принятие нового «Закона об образовании» очертили и конкретизировали в этой связи круг соответствующих задач. Особо значимым мероприятием государственного масштаба явился переход на тестовую форму отбора абитуриентов и широкое внедрение в практику тестового контроля знаний. Внедряемые в последнее время в образовательных структурах новые педагогические технологии, предполагают свою очередь широкое использование методик, направленных на активизацию учащихся в процессе обучения. С другой стороны, они в сочетании с тестовой системой контроля знаний, усиливают как объективность в оценке труда учащихся, так и мотивацию в образовании. Не останавливаясь на достоинствах или недостатках этих систем или форм, считаем уместным, высказать мысль о том, что ни одна система объективно не может претендовать на универсальность, а её жизненность доказывается на практике.
Отметим, что целесообразно использования тестовой формы контроля знаний в сочетании с традиционными, возможно и новыми формами контроля. В этой связи созданная в рамках единой гиперсистемы управления учебными заведениями республики инструментальная среда, предназначена для организации и проведения тестов на компьютере в сочетании с различными формами контроля знаний. Эта инструментальная среда(в дальнейшем "система") позволяет проводить в рамках одного учебного года промежуточные, итоговые тесты, экзамены в форме теста на компьютере и сгенерировать соответствующие протоколы. Тесты же можно проводить индивидуально либо для заранее определённой группы тестируемых по предметам, для которых предполагается наличие дифференцированной базы данных, включающей как достаточный тематический комплект тестов, так и учебно–консультационный материал.
Система обеспечена следующими функциональными возможностями для подготовки и проведения тестов на компьютере:
* имеется удобный интерфейс для редактирования и пополнения тестовой базы, а также учебно–консультационного материала;
* создан информационно насыщенный и удобный интерфейс для процесса тестирования, требующий минимальные знания компьютера – используется всего, пять клавиш для команд и пять буквенных клавиш для выбора варианта ответа;
* разработан и реализован комплекс услуг по запросам к базе и динамике процесса тестирования.
Интерфейс для редактирования и пополнения тестовой базы, а также учебно–консультационного материала, является составной частью упомянутого автоматизированного рабочего места преподавателя.
При применении системы для отбора студентов из числа абитуриентов очевидно должна быть разработана правовая база, предусматривающая разрешение ситуаций связанных с объективным прерыванием тестирования, например из–за прерывания подачи электроэнергии, проблем с программным обеспечением и т.д., а также апелляцией. Эти и некоторые другие вопросы были проработаны, а решения реализованы при применении системы, как в реальном учебном процессе, так и при официальном контроле знаний.
Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции
Ваши комментарии Обратная связь |
[Головная страница] [Конференции] |
© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск