Конференции ИВТ СО РАН



X Российская конференция с участием иностранных ученых "Распределенные информационно-вычислительные ресурсы”

Академгородок, г. Новосибирск, Россия, 6-8 октября 2005 г.

Тезисы докладов


Технология подготовки и трансляции мультимедиа лекций для eLearning платформ на основе LCMS-систем

Баяндина З.В.

Новосибирский государственный университет (Новосибирск)

Актуальность мультимедиа лекций

Дистанционные формы обучения весьма перспективны с точки зрения экономической эффективности, возможности обучения в любое время в любом месте, возможности выбора индивидуальной образовательной траектории и т.п. Однако дистанционное обучение до сих пор существенно уступает очным формам по качеству обучения и по предоставляемым материалам. Одной из важнейших причин является то, что в дистанционных формах обучения особую трудность представляет обеспечить контакт лектора с аудиторией и при этом обеспечить передачу авторского видения материала. Путь решения этой задачи лежит через разработку системы, которая обеспечила бы создание мультимедиа лекций, в которых видеозапись выступления лектора сочеталась бы с синхронной демонстрацией и оперированием демонстрационными материалами. Трудность задачи состоит в том, что во многих случаях невозможно выполнять подготовку и сборку продукта в студийных условиях: все основные работы, требующие участия лектора должны быть проведены непосредственно во время его выступления перед аудиторией. Что касается демонстрационных материалов, то, с одной стороны, их подготовка должна быть достаточно несложной процедурой, не отнимающей у автора учебного курса много времени на освоение инструментария и собственно на подготовку материалов, с другой стороны, должна быть возможность создавать достаточно наглядные и гибкие в использовании демонстрационные материалы.

Требования к системе подготовки и трансляции мультимедиа лекций

Выделим основные требования к системе подготовки и трансляции мультимедиа лекций:

Настоящее состояние дел

На рынке существуют продукты, частично удовлетворяющие поставленным требованиям, но нам неизвестны продукты, которые удовлетворяли бы полностью этим требованиям. Например, известный продукт Macromedia Breeze ограничен фиксированной моделью данных для создания демонстрационных материалов. Как правило, существующие системы сосредоточены только на одном из аспектов дистанционного образования: либо трансляции лекций и организации обратной связи с обучаемым, либо подготовке учебных материалов для электронных учебников.

Предлагаемый подход

Одним из возможных способов обхода описанных ограничений в существующих программных продуктах могла бы являться интеграция двух существующих программных продуктов: LCMS-системы (Learning Content Management System) и системы трансляции видеоконференций. В качестве LCMS-системы предлагается взять систему ЛЕММА, на протяжении ряда лет, разрабатывающуюся в Мультимедиа центре НГУ, а в качестве системы трансляции видеоконференций предлагается взять модуль GWOTS Streaming Tool, разрабатываемый в HTWK (Hochschule für Technik, Wirtschaft und Kultur, Leipzig, Deutschland).

Информационная система ЛЕММА (Лекционная Мультимедиа Аудитория) предназначена для создания ресурсов образовательно-научного назначения [1, 2]. Основными характеристиками системы ЛЕММА являются:

GWOTS Streaming Tool - модуль для прямой трансляции и записи аудиовидеоинформации докладов и лекций [3]. Во время записи лекции на камеру и обработки, выполняется синхронная передача демонстрационных данных вместе с аудиовидеопотоком. При демонстрации запоминаются все URL-адреса, которые отображались в окне браузера. Обучающийся просматривает лекции в обычном браузере, в котором отображается видеоизображение докладчика и демонстрационные материалы. Обработка записанной лекции заключается в разделении аудиовидеопотока на фрагменты, соответствующие отдельным HTML-страницам и генерации HTML-страниц, осуществляющих навигацию между демонстрационными материалами.

Интеграция этих систем заключается в реализации следующей функциональности.

Жизненный цикл мультимедиа лекции

Жизненный цикл подготовки и трансляции мультимедиа лекций в интегрированной системе состоит из следующих стадий:

  1. Подготовка демонстрационных материалов в LCMS-системе.
  2. Видеозапись лекции во время выступления лектора перед аудиторией.
  3. Обработка и сохранение видеоматериалов в LCMS-системе для последующего многократного просмотра.
  4. Просмотр записанных лекций через Интернет и на CD-ROM в процессе дистанционного обучения.

Заключение

Предлагаемый подход создания системы подготовки и трансляции мультимедиа лекций представляется достаточно перспективным и сочетает достоинства двух технологий - LCMS-систем и систем трансляций видеоконференций:

Автор выражает глубокую благодарность профессору Клаусу Хэнсгену (Klaus Hänßgen) за участие в формулировании идеи интеграции и научному руководителю В. Г. Казакову, за помощь и поддержку в процессе выполнения работы.

Исследования и разработки выполняются в рамках проекта "JointLab" - JEP-24025-2003 по программе EU-Tempus-Tacis.

Литература

  1. Баяндина З.В., Задорожный А.М., Казаков В.Г., Каменский Н.В., Лебедев И.А. Организация информации в учебных ресурсах, построенных на базах данных: решение на основе метамодели данных // Вестник НГУ. Серия: информационные технологии. 2004. Т. 1. Вып.2. С. 73-90.
  2. Баяндина З.В., Мозлов Е.В. Построение информационных систем образовательно-научного назначения на основе баз данных, опубликованных в Интернет: подход к реализации архитектуры // Вестник НГУ. Серия: информационные технологии. 2004. Т. 1. Вып.2. С. 97-106.
  3. A. Rebs, Interaktionskomponenten und wechselseitige Abstimmung der Ressourcennutzung in einem Distance-Learning-System (Magisterarbeit, ausgeführt an der HTWK Leipzig, FbIMN, April 2003)

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
[ICT SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]

© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск