Конференции ИВТ СО РАН



X Российская конференция с участием иностранных ученых "Распределенные информационно-вычислительные ресурсы”

Академгородок, г. Новосибирск, Россия, 6-8 октября 2005 г.

Тезисы докладов


Построение графической подсистемы веб-ориентированных LCMS комплексов

Пожидаева Н.П.

Мультимедиа Центр НГУ (Новосибирск)

Введение

В настоящее время стремительно развивается процесс информатизации многих сфер жизни общества. Поскольку развитие общества связано, прежде всего, со сферой образования и науки, информатизация этих областей особенно важна.

Одним из важнейших средств информатизации сферы образования является создание и применение в учебном процессе электронных средств обучения (ЭСО), прежде всего электронных учебников.

К современным ЭСО предъявляются высокие требования по части сложности их организации, использованию в них различных типов учебных материалов, эргономике и т.д. Ресурсы такой сложности эффективно строить с помощью специальных инструментальных сред, интегрирующих все необходимые средства для построения ЭСО. Инструментальные среды, реализующие управление учебными материалами, получили название Learning Content Management System (LCMS).

Распространение Интернет позволило размещать такие системы в открытом доступе, что автоматически решает проблему доступности создаваемых ресурсов.

Особое внимание уделяется созданию ЭСО для математических и естественнонаучных дисциплин. Именно в этих областях ЭСО наиболее охотно используются преподавателями, поскольку реализуют эффективные типы учебных материалов, работу с которыми трудно или невозможно организовать другим образом. К их числу относится визуализация трехмерных функциональных зависимостей, численное моделирование процессов и явлений и т.д.

Задачей совершенствования современных LCMS является создание инструментов, обеспечивающих специфические предметные требования различных дисциплин, например, включение в тексты ЭСО математических формул, средства разработки и использования динамических моделей и т.д. Одной из важнейших задач развития такого инструментария является включение в LCMS комплексы средств поддержки научной графики.

Проведенный анализ показал, что средства для работы с научной графикой в современных LCMS комплексах развиты недостаточно, а если выставлять требования возможности представления ЭСО в Интернет, то практически отсутствуют.

Таким образом, актуальной задачей развития инструментальных сред разработки является создание подсистемы научной графики.

Анализ задачи

С точки зрения пользователя графическая система – черный ящик, имеющий некоторый интерфейс для ввода информации (это может быть изображение со сканера, некоторый набор чисел, нарисованная иллюстрация и т.д.) и отображающий по запросу результаты этого ввода через некоторое устройство (монитор, принтер и т.д.).

Проведенный анализ показал, что функционально ПО графической системы в общем случае разделяется на три уровня: создания, оперирования и представления. Кратко охарактеризуем каждый из них:

Таким образом, задача каждого из уровней ПО – преобразование данных из одного формата в другой и связь с пользователем. А, значит, задача построения графической системы требует выбора форматов хранения и представления, наилучшим образом удовлетворяющих требованиям предметной области.

Для рассмотрения предметной области выбраны основные типы научной графики: полутоновые изображения, схемы и чертежи, функциональные зависимости и диаграммы. Проведенный анализ форматов хранения и представления, а также используемых для этого средств показал:

Предлагаемое решение

В результате работы предложен подход к построению системы научной графики, предполагающий:

  1. Использование для каждого типа научной графики неграфического формата хранения информации об изображении, за исключением полутоновых изображений (фотографии, абстрактные иллюстрации);
  2. Использование формата SVG [1] в качестве единого стандарта представления [2, 3];
  3. Наличие трех уровней ПО: для создания, оперирования и представления информации. На уровне создания необходимы средства визуального редактирования, конверторы из разных форматов в формат хранения, интерфейс для программного доступа. На уровне оперирования – конверторы в разные форматы (в общем случае не только графические). На уровне представления необходимо обеспечить отображение средствами настройки: масштабирования, перемещения, фильтрации и др.

Реализация

В результате работы спроектирован прототип графической системы Инструментального портала [4] создания и поддержки электронных ресурсов, разрабатываемого в Мультимедиа центре НГУ.

В настоящее время полностью реализована возможность работы с:

Созданный прототип интегрирован в типовую модель электронного учебника, обеспечивает все необходимые средства для создания, обработки и представления рисунков и трехмерных функциональных зависимостей.

В настоящее время графическая система оттестирована и прошла апробацию при создании электронного учебного пособия "Физика атомов и молекул" [5]:

Опыт работы позволяет сделать заключение, что система готова к использованию для создания научной графики при построении любого курса естественнонаучного направления в Инструментальном портале.

Самодостаточность разработанной модели графической подсистемы позволяет применять ее не только при создании электронных учебных пособий, а так же в составе любых информационных систем, доступных в Интернет. Например, она была интегрирована в разрабатываемый специализированный форум для научной коммуникации.

Литература

  1. http://www.w3.org/Graphics/SVG - сайт W3C, посвященный стандарту SVG;
  2. Пожидаева Н.П. «SVG стандарт для инструментальных сред разработки электронных средств обучения: опыт и перспективы использования»// Тезисы IX Международной конференции по электронным публикациям «El-Pub2004». - Новосибирск. - 2004. (Электронное издание http://www.ict.nsc.ru/ws/show_abstract.dhtml?ru+115+8535).
  3. Пожидаева Н.П. «Система научной графики для инструментальных сред разработки электронных средств обучения на основе SVG стандарта» // В сб. «Новые информационные технологии» Тезисы докладов XII Международной студенческой школы-семинара - М.: МГИЭМ, 2004 - Стр. 130-133.
  4. http://i-portal.nsu.ru/ – Инструментальный портал;
  5. http://i-portal.nsu.ru/atom - электронное учебное пособие "Физика атомов и молекул";
  6. http://xml.apache.org/batik/ - сайт проекта Apache, посвященный Batik SVG Toolkit;

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
[ICT SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]

© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск