Информационная система "Конференции"



VI Всероссийская конференция молодых ученых по математическому моделированию и информационным технологиям (с участием иностранных ученых)

29-31 октября 2005 года, г. Кемерово, Россия

Тезисы докладов


информационные технологии

K+: разработка мультимедийных интерактивных средств изучения

Емелин Д.В.

Институт дистанционного образования Новосибирского государственного технического университета (Новосибирск)

При участии России в формировании общеевропейского образовательного пространства система зачетных единиц (СЗЕ), как один из инструментов этого процесса, является явным новшеством для системы высшего образования. Актуальной в СЗЕ является организация самостоятельной работы студента, индивидуальность и нелинейность его «учебной траектории», а также повышение эффективности учебного процесса за счет возможности реализации авторских методик преподавателя. Целенаправленное использование новейших информационных технологий, таких как мультимедиа и интерактивность, обеспечивает максимальную эффективность общения преподавателя с обучающимся и интенсификацию учебного процесса, что ведет к скорейшему внедрению СЗЕ. Особое значение приобретают информационные обучающие системы, которые должны:
- являться удобным и эффективным средством получения знаний студентом, их закрепления и контроля;
- адаптироваться к целям обучения и способностям пользователя;
- реализовывать авторские методики обучения.
Как показал анализ существующих обучающих систем и инструментальных средств, разработанных, как правило, на основе устаревших технологий, ни одно из них в полной мере не удовлетворяет указанным требованиям. Основные причины несоответствия обучающих систем образовательному процессу с использованием СЗЕ следующие:
1. Существующие системы не рассчитаны на развитие/эволюцию – использование новых информационных технологий, они консервативны (в большинстве своем, это просто HTML-редакторы). А СЗЕ подразумевает постоянное совершенствование учебных материалов (внедрение новых информационных технологий в обучение, новых дидактических технологий) и самосовершенствование препо-давателей (повышение квалификации). Совершенствование в конкуренции: студент будет проходить курс у «лучшего и современного» преподавателя по «лучшим и современным» учебным материалам.
2. Возможности организации адаптивного (уровень знаний, изучаемая область и пр.) управления обучением в большинстве своем отсутствуют, за исключением систем DiscoverWare, GLPro, HyperMethod, но и они ограничены необходимостью программирования или построены на основе моделей обучаемых, жестко заданными шаблонами - отсутствие модели обучаемого сужает возможности системы по адаптации к обучаемому.
3. В рассмотренных системах отсутствуют системы адаптации к преподавателю (квалификация, изучаемый предмет и пр.), создающему электронный курс (за исключением ToolBook Assistant и TopClass, где адаптация выражается конеч-ном набором шаблонов интерфейса).

Разрабатываемые средства изучения реализуются на основе расширения «классической» методики обучения посредством введения технологий мультимедиа и схем интерак-тивного представления информации. Предлагается методика интерактивного обучения. Старая схема «студент смотрит, как система выполняет очередной шаг и повторяет его» дополняется технологией мультимедиа и схемами интерактивного представления информации. Данная методика есть совокупность таких элементов освоения и приемов, как зрительное и логическое восприятие, системность, представление последовательности допустимых действий в конкретной ситуации и их результатов. Посредством повторения разви-вается моторная память, в результате чего лучше усваивается материал. Методика призвана повысить уровень восприятия материала студентом на основе раз-вития моторной памяти и сенсорики и дать возможность интерактивно получать опыт, работая параллельно с рассматриваемой программой.
Результаты разработки пилотной обучающей интерактивной мультимедийной системы:
- преподаватель, он же администратор системы, имеет возможность менять лю-бой контент и имеет доступ к базе данных рейтингов студентов;
- программно реализуется структура системы, состоящая из модулей, каждый из которых имеет законченный вид. Благодаря этому система легко наращивается необходимыми элементами (расширение курса);
- система построена на основе разработанной, легко модифицируемой, расши-ряемой библиотеки классов. На основе данной библиотеки возможна разработ-ка подобного рода систем;
- разработанная система имеет широкий спектр областей применения (учебные курсы по различным дисциплинам, презентации и пр.);
- легко реализуем удаленный доступ к системе за счет использования в основе WEB-ориентированных технологий;
- разрабатываемая система эффективна в образовательном процессе с автомати-зацией зачетных единиц, удовлетворяя всем его требованиям. Кроме того, в полной мере применима в сфере дистанционного образования.

В докладе будут рассмотрены группа проблем, связанных с созданием информацион-но-обучающих систем для Системы зачетных единиц, структура и свойства разрабаты-ваемой системы, выделены основные достоинства и преимущества данной разработки.

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
[ICT SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]

© 1996-2005, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2005, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск