Информационная система "Конференции"



VI Всероссийская конференция молодых ученых по математическому моделированию и информационным технологиям (с участием иностранных ученых)

29-31 октября 2005 года, г. Кемерово, Россия

Тезисы докладов


математическое моделирование

Проблемы оптимизации экологических платежей

Калмыкова Е.С.

Красноярский государственный университет (Красноярск)

Работа посвящена решению ряда задач, связанных с определением оптимальных уровней штрафа за загрязнение окружающей природной среды, которые не приводят к разорению предприятий, и введение которых будет способствовать улучшению экологической ситуации.

Рассмотрим экологическое положение в некоторой географической области, где развивается определенный вид производства. Пусть объем производства в некоторый момент времени равен V (безразлично, в каких единицах его измеряют), а величина выбрасываемых в окружающую среду отходов на единицу произведенной продукции равна s. Тогда величина всех выбросов от данного вида производства составляет sV.

Существует предельная величина суммарного выброса, какую может безопасно принять рассматриваемая гипотетическая область, то есть переработать в безвредные вещества, или содержать в приемлемой для человека концентрации. Назовем эту величину экологической емкостью области и обозначим ее через A.

Очевидно, что для экологической допустимости производства должно соблюдаться неравенство sV < A. Величина V увеличивается, и чтобы неравенство выполнялось, необходимо уменьшать s, совершенствуя методы очистки.

Однако именно здесь возникает определенная проблема, связанная, прежде всего, с выбором того или иного вида очистных сооружений, различающихся как по своей цене, так и по качеству проводимой переработки отходов. При этом выбор каким-либо предприятием той или иной технологии диктуется не только стоимостью очистки на единицу продукта, но и теми штрафами, которые предприятие выплачивает за загрязнение окружающей среды.

С другой стороны, выбирая ту или иную величину штрафа, что является прерогативой государственных органов, можно стимулировать предприятия устанавливать более совершенные и более дорогие очистные сооружения. Последнее скажется самым благоприятным образом на экологической обстановке, но введение слишком большой величины штрафа может привести к негативным последствиям, к разорению предприятий.

Задачу, которая решается на первом этапе можно сформулировать следующим образом. Какую величину штрафа следует назначить государству, чтобы предприятию было выгоднее приобрести вторую очистную установку? При этом предполагаем, что обе установки имеют одинаковую цену, но стоимость очистки при использовании второй установки больше стоимости первой. Для простоты будем считать, что если штраф меньше некоторого порогового значения q1, то предприятию невыгодно включать первую установку; и установка включается, когда величина штрафа соизмерима со стоимостью очистки; то же самое верно и для второй установки – соответствующее пороговое значение обозначим через q2. Эти пороговые значения могут быть найдены.

Вторая решаемая в работе задача – как зависит от величины штрафа p – доля производства хороших предприятий в общем производстве отрасли. Под хорошими будем понимать такие предприятия, которые используют для очистки вторую установку. Следующая задача связана с исследованием зависимости между рыночной ценой на продукт (C) и совокупной прибылью предприятий (S). Далее в работе анализируются зависимости между штрафом k и доходом государственного бюджета Q(k) в результате штрафования. Изучена возможность возникновения эффекта двойных дивидендов – одновременного сокращения загрязнения окружающей среды и увеличения бюджетных поступлений при увеличении налога на загрязнение окружающей среды.

В итоге получено, что зависимость доходов государства от величины штрафа представляет собой функцию с несколькими локальными экстремумами, соответствующими различным очистительным установкам. При этом экстремум функции тем меньше, чем качественнее (и, соответственно, дороже) очистительная установка. Последнее означает, что государство, как правило, не может рассчитывать на получение двойного дивиденда – максимально возможного пополнения бюджета за счет штрафования при одновременном улучшении состояния окружающей среды.

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
[ICT SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]

© 1996-2005, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2005, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск