Конференции ИВТ СО РАН



VII Всероссийская конференция молодых ученых по математическому моделированию и информационным технологиям (с участием иностранных ученых)

1-3 ноября 2006 года, Красноярск, Россия

Тезисы докладов


Математическое моделирование

Исследование распределения напряжений в многоцилиндровых двигателях машин

Калбиев Р.К.

Азербайджанский архитектурьно-строительный университет (Баку)

В автомобильных, тракторных, ряде быстроходных судовых и тепловозных двигателей жидкостного охлаждения широко применяют блок-картерную конструкцию. Верхний часть картер блока представляет собой многосвязную область. Рассмотрим задачу об упругом равновесии однородной изотропной картер блока представляющей собой семисвязную область, ограниченную снаружи прямоугольником, а изнутри расположенной окружностями близким к круговому с одинаковыми радиусами. При этом на внешний и внутренний контуры действуют кусочно-равномерно распределенные нагрузки с интенсивностью, соответственно под центральными углами.

При заданных давлений требуется определить поле напряжений в указанных областях с учетом шероховатостью.

Рассмотренная область извне ограничена прямоугольным контуром. Следует отметить, что отношение сторон прямоугольника таково, что при аффинном преобразовании наружный контур переходит к квадрату.

Решение этой задачи сводится к отысканию функций регулярных соответственно в аффинно преобразованных областях. При решении и этой задачи также используем отображающие функции. Далее по формуле Колосова-Мусхелишвили определяются компоненты напряжений в каждой области учитывая аффинное преобразование.

В результате анализа рассматриваемых примеров установлено что, в элементах конструкции чем удаленее отверстия друг от друга, тем менее влияние концентраций напряжений вокруг этих отверстий. При сближении отверстий это влияние увеличивается. В случае, когда расстояние между отверстиями меньше половины радиуса отверстий, концентрация напряжений редко увеличивается. В таком случае шероховатость внутренней поверхности отверстий существенно влияет нанапряженно-деформированного состояние элементов конструкции.

Результаты численных расчетов показывают, что влияние шероховатости и другие дефекты сказываются на увеличении коэффициентов концентрации напряжений, это влияние имеет место в поверхностном слое, не превышающем утроенного размера максимальной впадины или выступа.

Для оценки прочности узлов и деталей в виде многосвязных тел найдено касательное напряжение, действующее вблизи шероховатого контура.

С целью достижения наибольшей прочности в рассматриваемых составных конструкциях для заданных внутренних давлений, рассмотрено методика определения оптимальных величин натягов и внутреннего давления.

Дополнительные материалы: Полный текст доклада
Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
[ICT SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]

© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск