Конференции ИВТ СО РАН



VIII Всероссийская конференция молодых ученых по математическому моделированию и информационным технологиям

27 - 29 ноября 2007 года, Новосибирск

Тезисы докладов


Математическое моделироваие

Моделирование уровней содержания нормирования учебного процесса в вузе

Аденова Б.

Иссыкульский институт кооперации (г. Каракол)

Моделирование уровней содержания нормирования учебного процесса в ВУЗе

Абдылдаев К.К. Мааткеримов Н.О. Аденова Б. Т.

Иссыкульский институт кооперации им. академика Ж.А Алышбаева

При модернизации системы образования достижение стратегических целей обуславливает необходимость новых подходов к осуществлению профессиональной подготовки будущих учителей. В Российской концепции преподавания физики на базовом и профильном уровнях говорится: «Поиски путей оптимизации содержания учебных предметов, обеспечения его соответствия меняющимся целям образования могут привести к новым подходам в структурировании содержания учебного предмета - физики» [1, с. 18]. Далее, там же указывается о том, что при разработке образовательных стандартов по физике ставились задачи создания условий для ликвидации перегрузки (выделено нами Н. М., Б. А.) школьников и обеспечения условий для развития их познавательных и творческих способностей.

В условиях модернизации образования нашей республики, наряду с традиционными функциями педагога, актуализируются такие профессиональные функции, как оптимизация и нормирование процесса обучения. От выпускников педагогических специальностей сегодня требуется новое профессиональное мышление, высокая мобильность и компетентность, ориентация на будущее, на созидательный труд [2, 3].

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме специфики нормирования процесса обучения на примере разных учебных предметов (математики, географии, начального обучения и др.) выявил, что оно имеет сложную структуру, представляющую совокупность гностического, конструктивного, проектировочного, коммуникативного, исследовательского и др. компонентов (В. Г. Разумовский, Б. С. Гершунский, В.В. Краевский, Э. Мамбетакунов, И. И. Нурминский, В. М. Полонский, А. М. Сохор и др.).

Наши многолетние исследования проблемы нормирования процесса обучения показали, что знания и умения нормировать учебный процесс необходимы педагогам для разработки авторских программ и технологий, проектирования образовательных структур в различных типах школ и профильных классов, моделирования учебного процесса, планирования различных дидактических средств обучения, проектирования разных педагогических ситуаций, разработки моделей лекций и конструирования форм методической работы при подготовке к ним [4].

С целью оптимизации педагогических процессов нами были использованы методы сетевого планирования и управления [5].

Применение сетевых методов планирования и управления и управления учебным процессом позволяет:
- оптимизировать отбор и последовательность изучения учебного материала;
- нормировать объем и положение разделов и тем дисциплин в учебном плане и рабочей программе;
- повысить эффективность самостоятельной работы студентов;
- оптимизировать контроль реализации учебных планов и управление учебным процессом.

В процессе исследования данной проблемы мы выработали структурную схему разработки и нормирования учебной программы по дисциплинам.

Первый этап охватывает предварительное определение перечня содержания и объема учебных разделов и тем дисциплинам. Второй – это обработка содержания и методическое построение каждой темы и определение ее положения в учебной программе. Третий, завершающий этап состоит в формировании и нормировании учебной программы, которые актуализируются в выборе оптимизированного по соответствующим критериям курса дисциплины.

Опыт многих вузов, занимающихся исследованием учебного процесса, и результаты наших исследований, показали, что установить какой-то однозначный качественный показатель производительности труда студентов не представляется возможным. Во всех случаях оказалось, что время, затрачиваемое студентами на выполнение задания, колеблется в довольно широких пределах, образуя некоторую совокупность, представляющую собой вариационный ряд. При этом статистические данные по затратам времени студентами на самостоятельные работы описывались нормальным законам распределения или близкими к нему законами.

Итоги педагогического эксперимента свидетельствуют о продуктивности предложенной структуры процесса нормирования будущим учителям физики и астрономии. Если исходный средний и высокий уровни готовности составляли 34,7%, то по завершении эксперимента они выросли до 85,8 %. Одновременно низкий уровень готовности будущих педагогов к нормированию процесса обучения физике существенно уменьшился с 65,3 % до 14,2 %. Следует отметить, что прирост среднего уровня готовности при контрольном и итоговом срезах (от 54,3 % до 59,2 %), а также прирост высокого уровня готовности при промежуточном и контрольном срезах (от 16,5 до 18,5) составляют менее 5%, что находится в пределах ошибки педагогического эксперимента и эти моменты требуют дальнейшего изучения.

Проведенное исследование позволяет высказать следующие обобщающие положения. В профессиональной подготовке специалистов в ВУЗе важное место занимает овладение методикой нормирования процесса обучения. Она выступает не только непосредственным результатом обучения, но является главным связующим звеном государственного образовательного стандарта, вузовского компонента и курсов по выбору профессионального образования.

Литература
1. Концепция преподавания физики в старших классах на базовом и профильном уровнях // Физика в школе. – 2005, № 4, с. 4 – 15.
2. Мамбетакунов Э. Физиканы окутуу теориясы жана практикасы. – Бишкек : Ж. Баласагын ат. Кыргыз улуттук университети, 2004, 490 б.
3. Монахов В. М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. – 1997, № 6, с. 26 – 31.
4. Мааткеримов Н. О., Бабаев Д. Б., Аденова Б. Т. Теоретико-дидактические основания структуризации физического знания. – Материалы Междунар. науч. – практ. конф. “Модернизация содержания, технологий обученияи и воспитания: мировой опыт и проблемы” // Вестник ИГУ. – Ч. I. – 2007, № 18, с. 239 -243. 5. Лесин В. В., Лисовец Ю. П. Основы методов оптимизации для втузов. – М.: МАИ, 1998, 347 с.

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
[ICT SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]

© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск