Информационные технологии
Разработка обучающих систем, как показывает опыт европейских университетов, приобретает все большую актуальность, особенно на этапе перехода нашей страны на Болонскую систему.
Ведущие отечественные специалисты в области компьютерных технологий обучения отмечают, что в современной системе образования при возникновении потребности в качественно новых учебно-методических средствах предпочтение будет отдаваться компьютерным обучающим системам. Можно полагать, что по мере развития информационных технологий и совершенствования образовательной сферы компьютерные обучающие системы будут составлять ядро учебно-методического обеспечения.
Вместе с тем, большая часть таких систем является электронным вариантом теоретического материала. Это приводит к тому, что ряд таких продуктов имеет крайне ограниченные функциональные возможности и не позволяет в полной мере усвоить обучаемым преподносимый материал. В результате по окончании работы с системой обучаемый не имеет достаточного опыта для применения на практике полученных знаний. Поэтому в дальнейшем ему могут понадобиться дополнительные практические занятия или непосредственные занятия с преподавателем - составителем учебного курса, что в конечном итоге сводит на нет всю ценность разработанной обучающей системы и ставит под сомнение смысл ее разработки. Предлагаемый нами подход к созданию компьютерных обучающих систем, основанный на интеграции электронного учебника и программного обеспечения под общим управлением является новым в области математического моделирования задач гидробиологии и, насколько нам известно, до сих пор нигде не реализован.
В ходе реализации данного подхода предполагается разработать компьютерную обучающую систему «Математическое моделирование водных экосистем», позволяющую наряду с изучением теоретического материала выполнять учебные задания и решать исследовательские задачи, находясь в той же операционной среде. В современной научной литературе работы, посвященные математическому моделированию водных экосистем, либо недостаточно систематизированы и мало доступны, либо ориентируются на высокий профессиональный уровень читателя. Необходима разработка компьютерной обучающей системы, позволяющей студентам и молодым научным сотрудникам ознакомиться с литературой по математическому моделированию, теории этого вопроса, примерами построения и применения моделей водных экосистем. Нужно дать возможность пользователю «поиграть» с этими моделями, провести исследовательские и учебные эксперименты с использованием представленных автором моделей и их возможных модификаций.
Область «Математического моделирования водных экосистем» выбрана не случайно. В настоящее время все большее количество исследователей испытывает потребность в построении динамических моделей для формализации представлений об объекте, получения качественных и количественных прогнозов поведения водных экосистем в различных условиях. Для Красноярского края, на территории которого находится множество водоемов, озер и рек, задача оценки и прогнозирования качества воды на должном уровне пока не решена. Ведутся отдельные исследования и создаются математические модели водных объектов (оз. Шира, Красноярское водохранилище). Требуется подготовка высоко квалифицированных специалистов, способных создавать и адаптировать математические модели к конкретным водоемам для оценки качества воды. В связи с этим идея построения компьютерной обучающей системы «Математическое моделирование водных экосистем», сочетающей в себе элементы компьютерного обучения наряду с программным обеспечением для демонстрации и прогнозирования динамики развития водных экосистем, представляется весьма продуктивной. Использование такой системы предполагает повышение активности студента и связано с более сложным процессом компьютерного обучения.
Вместе с тем появится технология обучения математическому моделированию нового типа – компьютерное обучение с использованием программного обеспечения для проведения различных имитационных экспериментов, что обеспечит более эффективное усвоение учебного материала и повышение интереса к математическому моделированию вообще. Это перспективное направление развития компьютерных технологий, которое находится на стыке электронных учебников, информационных систем и программного обеспечения.
Применение в учебном процессе такой обучающей системы позволит активно влиять на характер и организацию учебного процесса, стимулировать самостоятельную работу студента, повышать как внешнюю, так и внутреннюю мотивацию к учебе. Работа в такой обучающей системе расширяет возможности для всестороннего раскрытия способностей обучаемого, развивает творческое мышление и устраняет уравнительный подход к оценке знаний студентов.
В настоящее время первая версия программы - мы называем его макетом - уже создана. Данная версия использует для работы интеллектуальные способности ЭВМ и разработана как графическая оболочка под Windows на языке Visual C++ 6.0 с использованием MFC.
Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции
Ваши комментарии Обратная связь |
[Головная страница] [Конференции] |
© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
Дата последней модификации: 06-Jul-2012 (11:48:14)