Конференция, посвященная 90-летию со дня рождения Алексея Андреевича Ляпунова

Россия, Новосибирск, Академгородок, 8 - 11 октября 2001 года,
(номер государственной регистрации 0320300063)

Тезисы докладов


Кибернетика в физиологии

Неопределенность и виртуальность в процессах познания (психофизиологические и кибернетические аспекты)

Чораян О.Г.

Ростовский государственный университет (Ростов-на-Дону)

Восприятие и лежащие в его основе ощущения - это знание, приобретаемое нами об объектах в результате прямого и непосредственного нашего контакта с окружающей средой, интеллектуальная же деятельность - это уже знание, возникающее на более высоком уровне информационных процессов, в основе которого лежит соответствующая переработка информации с учетом ее значимости, ценности, а также ассоциативной и творческой деятельности. Интеллектуальная деятельность - это знание, возникающее лишь когда в процессе взаимодействия субъекта с объектом наступают различного рода измерения, когда появляются некие пространственно-временные расхождения между субъектом и объектом, что делает наши представления, возникающие в процессе познания объективно существующего мира в определенном смысле виртуальными (Чораян О.Г., 1999, 2001). Представление о виртуальной реальности основано на понимании ее как психологического феномена, действующего в сфере сознания и выступающего в виде внутреннего мира человека, отражающего окружающий мир в субъективных понятиях, образах психической сферы деятельности индивида. Отношение этого вида реальности к объективно существующей реальности аналогично отношению психического к физиологическому на основе фундаментального принципа дополнительности. Столь же трудно объяснить все феномены физиологии мозга не переходя в психическую сферу жизни человека как и обратное. При таком взгляде на природу процесса познания виртуальная реальность это не реальность бытия, а реальность переживаний человека, мир его чувств, образующий основу его психики (Носов Н.А., 1994; Чораян О.Г., 2000).

Виртуальность внутреннего мира человека определяется особенностями интеллектуальной деятельности со всеми присущими ей атрибутами многозначной логики, семантическими аспектами протекающих в мозгу информационных процессов, осознанием образовавшихся в мозгу внешних копий образов. Сознание человека, базирующееся на отраженном индивидуальном материале, концентрирует, строит некий виртуальный мир в категориях представлений, образов, экстраполяций, идей, теорий и т.д., формирует свой идеальный мир, в разной степени тождественный реальному окружающему миру.

Природа формирования элементов виртуальности в ходе познавательной деятельности индивида имеет достаточно долгую эволюцию: от простейших механизмов физико-химического отражения внешнего предмета до высших опосредованных приемов мыслительной деятельности человека, которые проявляются во всех сферах деятельности человека (наука, техника, производство, культура, искусство, медицина, образование).

Значительная неопределенность и виртуальность познавательных процессов определяет большой интерес к использованию теории размытых множеств и размытой логики в психофизиологических исследованиях высших функций мозга, обеспечивающих как познание, так и творческую деятельность человека (Заде Л., 1974, 1995; Чораян О.Г., 1979, 2001). Основные мотивы развития теории размытых множеств и размытых алгоритмов - это желание построить такую формальную конструкцию, которая бы обратила неточность человеческого знания, выраженную натуральными языками, описывающими неточные ментальные представления. В то же время лишь немногие (если вообще есть такие) слова имеют точное значение (Bellman R., Giertz M., 1973). Отсюда введение, разработка и широкое распространение размытой семантики, описывающей природу лингвистических понятий, выражений, представленных размытыми множествами. Теория приближенного обусловливания, основанная на идеях теории размытых множеств, теории возможностей, является новой методологией для представления неточного неполного знания (Zadeh L.A., 1985; Prade H., 1990).

В той мере как Гейзенберговский принцип неопределенностей ограничивает нашу способность описать точно поведение микросистем, принцип неточности, размытости Л.Заде ограничивает нашу способность описывать точно поведение макросистем (Dimitrov V.D., 1977; Чораян О.Г., 1986).

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
[SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]
[СО РАН]

© 2001, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
© 2001, Объединенный институт информатики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт систем информатики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт математики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт цитологии и генетики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Новосибирский государственный университет
Дата последней модификации 06-Jul-2012 (11:45:21)