Конференция, посвященная 90-летию со дня рождения Алексея Андреевича Ляпунова

Россия, Новосибирск, Академгородок, 8 - 11 октября 2001 года,
(номер государственной регистрации 0320300063)

Тезисы докладов


Кибернетика в физиологии

Модели адаптивного биоуправления в реабилитации наркологических аддиктов

Пронин С.В., Пронина Н.А., Захарова В.В., Пронин О.В., Степанов Ю.Г.

Институт молекулярной биологии и биохимии СО РАМН (Новосибирск),
АНО "Наркологическая больница ВИТАР" (Новосибирск)

Считается, что "биологическая обратная связь" нужна в системе самоконтроля у больных наркологического профиля для следующего - научить пациента самостоятельно контролировать свое психофизическое состояние; уменьшить психоэмоциональное напряжение; модифицировать иррациональные убеждения, которые поддерживают неадаптивное поведение и эмоции; изменить аддиктивное поведение. Процедура БОС имеет лечебный эффект, который условно можно соотнести с приемом таблетки, в дальнейшем для удобства изложения БОС-тренинг будем называть "биофидбек" таблеткой. Рассматривая лечение пациента, как организационную систему состоящую из нескольких компонентов: <врач - пациент - терапевтическое окружение> можно за основу принять следующие кибернетические модели реабилитации:

  1. Механистическая или статическая, где эффективность принимаемого решения равнозначна полученной пользе, минус затраты произведенные для достижения данной цели. Предъявляются вопросы: "что?", "где?", "когда?". Самая простая интерпретация этой модели - неотложная реанимационная помощь, где у пациента одна роль - быть больным. Способ отражения реальности, представленный этим уровнем созерцателен и статичен. Философию данной реабилитационной модели можно сформулировать так, что пациенту дана "биофидбек" таблетка с единственным объяснением: "Принимай, поможет!" Поскольку внимание направлено вовне, ощущения в теле не выражены и не осознаются самим пациентом.
  2. Модель простого контроля с отражением отрицательных проявлений управленческого несоответствия (подходит устройство с обратной связью отражающее в первую очередь состояние сердечно-сосудистой системы - пульсометрические интерфейсы). Это уже уровень изменения поведенческой активности. Когнитивные вопросы: "что происходит?", "что делать?" Пациенту дана "биофидбек" таблетка и рекомендации по ее приему. Отмечается определенная фиксация на телесных ощущениях и связанных с ними поведенческих реакций.
  3. Модель комплексной системы контроля с иерархической обратной связью, уменьшающей управленческие несоответствия, в которую включена функция согласования предлагаемых воздействий. Это более сложная форма биоуправления с отражением в первую очередь состояния ЦНС пациента. Основная задача данного этапа реабилитации это формирование навыков и способностей. Он качественно отличается от предыдущих этапов. Задаются уже такие вопросы: "как?", "каким образом?" Характерны высказывания типа: "У меня есть выбор в средствах для нормализации своего состояния". Пациенту дана "биофидбек" таблетка, рекомендации по ее приему и он обучается сам контролировать эффекты, но пока при участии врача". Появляется возможность сознательного накопления опыта управления телесными ощущениями.
  4. Модель самонастраивающейся системы, в которую добавлен элемент реактивного научения (введение в тренинги различных подкреплений ориентированных на первых этапах на правополушарные реакции - зрительные ассоциации в последующем усложняются введением левополушарных обучающих элементов). Философия этой модели уже строится на формировании личностных ценностей, убеждений, установления закономерностей и целеполагания. Соответствующие когнитивные вопросы: "зачем?", "почему?" В соответствии с заданной целью могут конструироваться разные навыки. Необходимо пережить с пациентом несколько дезадаптивных ситуаций и помочь ему самостоятельно запускать автоматику гомеостатического управления. Пациенту дана "биофидбек" таблетка - рекомендации - делается врачебный контроль назначения - пациент обучается самоконтролю.
  5. Модель адаптивной системы, в которую добавляется элемент генеративного научения через упреждающее изменение объекта управления. Рассматривая эту модель как систему непрерывного обучения, которая упреждает фатальные телесные и психические кризисы. В первую очередь это уровень идентификации. Ему присущи такие вопросы: "Кто я такой?", "Где мое место?" Вероятнее всего на этом этапе происходит полное заполнение внутреннего ваакума вызванного приемом наркотиков. Интегрируются все предшествующие стадии. Пациенту дана "биофидбек" таблетка, рекомендации, врач только участвует в контроле эффектов, пациент обучается не только самоконтролю, но и способен обучить других управлять своим состоянием. В последнем варианте управленческой модели применения БОС технологии появляется необходимость определенной философии саморазвития личности способной передать свои знания другим людям.

Исходя из этого идеальная адаптивная система управления терапевтическим процессом на основе БОС технологии должна интегрировать в себя все эти модели и отвечать следующим требованиям, где конгруэнтность достигается за счет саморегулирования, гибкости, реактивного научения в решении сложных проблем, и генеративного научения через упреждающую модификацию всей системы [1].

Между второй - третьей моделью управления происходят динамические изменения, дающие возможность стабилизировать состояние пациента, но только терапевтические модели управления 4-5 уровня (реактивное и генеративное научение) дают возможность достичь трансформирующих, радикальных изменений у наркологических больных.

ЛИТЕРАТУРА

1. De Smet A.L. Adaptive Models of Organization for Substance Abuse Treatment Issue Paper August, 1998. Teachers College, Columbia University

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
[SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]
[СО РАН]

© 2001, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
© 2001, Объединенный институт информатики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт систем информатики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт математики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт цитологии и генетики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Новосибирский государственный университет
Дата последней модификации 06-Jul-2012 (11:45:21)