Информационная система "Конференции"



Всероссийская конференция "Новые математические модели механики сплошных сред: построение и изучение", приуроченная к 90-летию академика Л. В. Овсянникова

Новосибирск, 23-28 апреля 2009 г.

Тезисы докладов


УПРАВЛЕНИЕ ТЕЧЕНИЯМИ И ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ

Козлов В.В.

Институт теоретической и прикладной механики СО РАН (Новосибирск)

В докладе из числа научных проблем, связанных с развитием авиационной техники, выделены вопросы, решение которых лежит на пути углубления фундаментальных представлений о свойствах сдвиговых течений и происходящих в них физических явлениях. В этом контексте в докладе обсуждаются полученные в последние годы экспериментальные результаты по исследованию обтекания тел дозвуковым воздушным потоком и управлением его структурами. Оптимизация аэродинамических характеристик существующих летательных аппаратов и перспективных транспортных средств требует решения ряда задач механики жидкости и газа. Они сводятся к изучению гидродинамических процессов, протекающих у поверхности обтекаемых тел и разработке на основе полученных знаний новых методов воздействия на локальные и интегральные характеристики течений. В результате становится возможным улучшение несущих свойств крыльев, снижение сопротивления движущихся в атмосфере объектов, подавление их акустического излучения. В целом, управление течением служит повышению экономичности и эксплуатационных свойств летательных аппаратов различного назначения. Одно из ключевых явлений, определяющее состояние течения вблизи поверхности обтекаемого потоком тела – гидродинамическая неустойчивость, которой подвержены двух- и трехмерные присоединенные и свободные пограничные слои. Усиление возникающих в них возмущений ламинарного течения ответственно, в конечном счете, за установление турбулентного режима обтекания поверхности, генерацию тех или иных вихревых структур в пристенном слое жидкости и формирование областей оторвавшегося потока. Таким образом, решение актуальных задач аэродинамики летательных аппаратов сопряжено с изучением различных сторон неустойчивости течений. В докладе обсуждаются последние результаты исследований по этой тематике в свете основных проблем механики жидкости и газа, сопутствующих развитию современной авиации. В заключение доклада по результатам экспериментальных исследований по турбулизации пристенных (присоединенных и отрывных) течений и управления ими отмечается следующее. Представленные результаты экспериментальных исследований нелинейных стадий механизма турбулизации сложных течений, таких как градиентные течения в пограничном слое прямого и скользящего крыла, различные типы отрывных течений, и способов управления ими открывают новое направление в изучении и понимании структуры как предтурбулентных когерентных образований, так и их аналогов в турбулентных течениях. Перспективы такого понимания сделают возможным использовать различные способы воздействия на данные структуры вплоть до создания, так называемой, "думающей" поверхности на основе современной МЭМС-технологии. Работа поддержана грантом РФФИ (№ 08-01-00027), грантами Президента Российской федерации (НШ-454.2008.1) и грантом министерства образования и науки РФ (№ РНП. 2.1.2.3370).

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
[ICT SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]

© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
    Дата последней модификации: 06-Jul-2012 (11:52:45)