Рассматриваются
информационно-вычислительные аспекты концепции безопасности от цунами,
являющиеся актуальными при проектировании устойчивого развития территории
тихоокеанского региона России. Исследуются основные этапы технологии анализа и
управления кризисными ситуациями при цунами. В докладе обсуждаются вопросы информационной
поддержки принятия решений службами по предотвращению чрезвычайных ситуаций при
угрозе возникновения цунами на основе методов, алгоритмов и компьютерных
программ для моделирования распространения цунами.
Успешность анализа кризисной
ситуации при цунами обеспечивается развитием новых информационных технологий,
включая математическое моделирование и средства коммуникации. Широкое
распространение получили сети передачи данных; усилились вычислительные и
графические возможности компьютеров, составляющих мощные и высоко адаптивные
коммуникативные среды.
Компьютерные модели для предвычисления характеристик
цунами и оценки степени опасности цунами для пунктов побережья разрабатываются
с учетом их последующего внедрения в составе аппаратно-программных комплексов (АПК)
цунами в центрах систем предупреждения о цунами (СПЦ), при этом обосновывается
и подтверждается их потенциальная применимость для этих целей.
Входными
данными для компьютерных моделей являются: данные, поступающие от
сейсмологической подсистемы СПЦ (время в очаге, координаты эпицентра,
магнитуда, глубина и конфигурация гипоцентра); уровенные данные, получаемые от
средств измерения как СПЦ России, так и СПЦ зарубежных стран; батиметрия и
географическая карта Тихого океана с заданной степенью детализации; критические
значения высот волн цунами защищаемых пунктов побережья, при превышении которых
волна цунами опасна для данного пункта.
Выходными
результатами моделирования на данном этапе исследований являются динамические
характеристики цунами в пунктах побережья (высота волны в пункте с учетом
приливов и другие динамические характеристики); на последуюших этапах – выводы
и рекомендации о степени опасности цунами для заданных пунктов побережья.
Предлагается следующая иерархическая структура СПЦ,
основным звеном которой является локальная система.
Национальный
уровень в виде Федерального центра,
осуществляющий разработку общей методологии СПЦ (техническое обеспечение
измерений, методика первичной обработки и передачи данных; задачи
вычислительно-программных комплексов, структуры и функции баз данных), а также
контроль и дублирование информационных потоков при ЧС; предупреждение об
опасности цунами по всей зоне ответственности от удаленных цунамигенных зон на
основе анализа гидрофизической информации международной СПЦ и сети приливных
станций.
Региональный
уровень в составе региональных СПЦ,
на которые возлагается адаптация измерительных и вычислительно-программных
комплексов; развитие средств связи, существующих методик и баз данных; а также
дублирование информационных потоков при ЧС и предупреждение об опасности от
удаленных цунамигенных зон по соответствующей региональной зоне
ответственности.
Локальный
уровень СПЦ, опирающийся на местные
территориальные системы безопасности, где с заданной заблаговременностью
производится оценка критериев и зон безопасности при ЧС; осуществляется
оптимальная расстановка датчиков системы мониторинга за опасными событиями в
ближней цунамигенной зоне; производится обработка и анализ информации; в
соответствии с заданным регламентом принимается решение о степени угрозы
цунами.
Предлагаемый вариант деятельности российской СПЦ при чрезвычайных
ситуациях (ЧС) основан на концепции иерархической системы локальной
безопасности, которая строится для каждого защищаемого пункта в береговой
сейсмоопасной зоне Дальнего Востока России и включает в первую очередь глубокое
взаимодействие со структурами МЧС всех уровней, а также тесное сотрудничество с
системами ГС АН и Росгидромета. Реализация концепции локальной безопасности в
сочетании с развитием региональных центров и становлением центральной службы
российской СПЦ обеспечат необходимый уровень безопасности прибрежных территорий
от природных морских катастроф сейсмического происхождения.
Очевидна
необходимость организации центрального звена СПЦ (Национальный уровень
СПЦ), которое обеспечит федеральную поддержку и развитие локальных и
региональных систем, ввод концептуальных изменений СПЦ в целом (хранение
информации, глубокая обработка, координация, межрегиональный и международный
обмен и т.п.). Существенным здесь является также формирование и реализация
политики по модернизации технического обеспечения измерений опасных явлений,
разработка программно-вычислительных комплексов и регламентов взаимодействий
между различными уровнями системы и с внешней средой, федеральными структурами
МЧС, ГС РАН и Росгидромета. Важнейшей функцией этого уровня системы станет
контроль и дублирование информационных потоков при ЧС и координация принятия
решений в случае транс тихоокеанских цунами от удаленных цунамигенных зон.
Для
регионального уровня СПЦ предлагается статус аналитического и
информационного Центра, который в состоянии также выполнять расчеты по
моделированию опасных природных явлений с помощью установленных программных
комплексов и созданных баз данных.
Принятие
ответственных решений при ЧС в ближней цунамигенной зоне возлагается, прежде
всего, на системы локальной безопасности территории, региональный уровень
поддерживает информационное обеспечение принятия решений в оперативном режиме
при ЧС в условиях неопределенности при возникновении опасности в удаленных
цунамиопасных зонах.
Концепция локальной системы безопасности (ЛСБ)
защищаемого пункта предполагает:
- оценку уровня локальной безопасности заданного участка береговой зоны от неблагоприятных природных явлений и расчет уровня приемлемого риска по каждому неблагоприятному фактору;
- реализацию при построении
ЛСБ основных принципов управления рисками от природных и техногенных катастроф,
а также применение технологии управления кризисными ситуациями при ЧС;
- разработку и адаптацию
регламента взаимодействий отдельных компонент системы при принятии решений в
условиях ЧС;
- оценку имеющихся
ограниченных ресурсов при решении задач обеспечения безопасности и управления
рисками при ЧС;
- построение и расстановку
систем датчиков для измерений опасных событий;
-
разработку моделей рефлексивного поведения населения и их адаптацию в период
вероятных сценариев развития кризисных ситуаций.
Указанные концептуальные положения требуют
определенной детализации, как в части методологических построений, так и при
конкретной реализации отдельных локальных систем безопасности для защищаемых
участков береговой зоны. Отметим, что определение функциональных особенностей
регионального и центрального уровней связано, как показано выше, с решением
актуальных задач по разработке и обеспечению эффективного функционирования локальных
систем безопасности.
Как показал проведенный анализ состояния современных
систем предупреждения о цунами, исследования, связанные с развитием концепции
локальной безопасности, в первую очередь должны быть направлены на глубокую
интеграцию информационно-вычислительных технологий в процесс сбора, обработки,
анализа данных и принятия решений.
Успешное
управление кризисными ситуациями в локальных системах в период тревоги цунами в
значительной степени опирается на возможности эффективных вычислений, качество
связи и информационных систем. Необходимая в таких ситуациях система связи
должна иметь открытую архитектуру, согласованные стандарты и совместимые
протоколы. Как показывает анализ реальных ситуаций, отсутствие
взаимодействующих коммуникационных систем связи – основная причина серьезного
ущерба от стихийных бедствий во время землетрясений и цунами в береговой зоне.
В
соответствии с вышеизложенным, формулируются следующие конкретные задачи:
- разработка структуры размещения локальных центров безопасности от цунами, определение регламента их работы, формирование сети ассоциированных датчиков, создание систем связи между локальными центрами и ассоциированными датчиками, а также между локальными и региональными центрами;
- выполнение настройки измерительных датчиков локальной системы, как сейсмологических, так и уровенных, с максимальным учетом детальных особенностей сейсмического режима ближней к защищаемому побережью цунамигеннной зоны и подводного рельефа акватории;
- разработка информационно-вычислительных и коммуникационных комплексов для расчета базовых характеристик и оценки факторов, определяющих реальную кризисную ситуацию в каждой выделенной защищаемой береговой зоне и поддержки обмена данными между отдельными звеньями проектируемой системы.
Создаваемые ИВК для конкретных локальных систем
обеспечат учет основных принципов, характеризующих кризисные ситуации в
прибрежной зоне в период сильного землетрясения и цунами: безотлагательность,
уникальность и непредсказуемости изучаемых событий.
В соответствии с концепцией локальной безопасности и
принятой технологией управления кризисной ситуацией в береговой зоне,
разрабатываемые информационно-вычислительные технологии будут обеспечивать
следующие ключевые моменты реакции локальной системы на неблагоприятное событие.
- Оперативный отклик на
сигнал, превышающий заданные пороговые значения;
- Мобилизацию ресурсов для создания временной структуры-организации, способной к управлению кризисной ситуацией;
- Информационно-коммуникационную
поддержку реакции созданной временной организационной структуры на кризисную
ситуацию и последующего восстановления нормального режима жизнедеятельности
территории.
На
следующем этапе должны быть разработаны информационно-вычислительные комплексы
для регионального и национального уровней СПЦ, которые будут включать
компоненты управления потоками информации и ее хранения, средства глубокой
обработки натурных данных, поддержанные сетевой инфраструктурой, эффективными
моделирующими вычислительными средствами и специализированными экспертными
системами.
Создаваемые ИВК должны удовлетворять требованиям
высокой надежности, защиты от несанкционированного доступа и наличия простого
пользовательского интерфейса, которые могут обеспечиваться только адекватным
сочетанием аппаратной, общесистемной, информационной и прикладной программной
компонент.
Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции
Ваши комментарии Обратная связь |
[Головная страница] [Конференции] |
© 1996-2001, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2001, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск