Сохранение видового разнообразия растительного мира базируется на официально утвержденных списках видов, подпадающих под определенные категории угрожаемого состояния. Эти списки издаются в форме Красных книг, имеющих статус природоохранных документов. Однако, как показывает практика, под реальной охраной находятся не все виды, внесенные в Красные книги, а только те, которые произрастают в пределах особо охраняемых природных территорий (ООПТ): заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы. Но, как правило, в пределах ООПТ локализованы популяции сравнительно небольшого числа видов, подлежащих охране в том или ином регионе. Например, в Республике Бурятия, из 135 видов высших растений, занесенных в республиканскую Красную книгу (Редкие..., 1988), популяции только 12 видов (9%) располагаются полностью в пределах ООПТ республики; 89 видов (66%) имеют популяции не только в границах ООПТ, но и за их пределами; у 34 видов (25%) популяции вообще не встречаются в ООПТ. Естественно, что невозможно организовать ООПТ для сохранения всех популяций растений, находящихся в угрожаемом состоянии. При этом, по отношению к видам краснокнижных растений, произрастающим полностью или частично за пределами ООПТ, специальных нормативных документов, обеспечивающих механизмы их сохранения, не существует. Практически единственным нормативным документом являются пункты 2 и 3 Постановления СМ РСФСР «О Красной книге РСФСР» № 322 от 28.08.1983 г., в которых говорится: «Занесенные в Красную книгу … виды животных и растений подлежат особой охране на всей территории РСФСР.»; Запретить на всей территории ... добывание (сбор) животных и растений, относящихся к видам животных и растений, занесенным в Красную книгу РСФСР ...». Очевидно, что данные нормативные документы имеют рамочный характер. Ряд других нормативных и законодательных актов (Закон об охране окружающей среды, Законы о лесе и др.) содержат лишь отдельные пункты об охране растений, занесенных в Красные книги и имеют, по существу, касательное отношение к проблеме сохранения краснокнижных видов растений.
Таким образом, в российской нормативно-правовой базе налицо двойственная ситуация: с одной стороны декларируется необходимость охраны растений, подпадающих под определенные категории угрожаемого состояния (и в результате – занесенных в Красные книги), а с другой стороны нормативно-правовых документов, обеспечивающих законодательную основу практической деятельности по сохранению краснокнижных видов растений, не имеется. Следовательно, одной из важных задач сохранения растительного мира является совершенствование существующих и разработка новых нормативно-правовых документов, регулирующих охрану краснокнижных видов растений. Совершенствование нормативно-правовой базы должно осуществляться, прежде всего, с биологических позиций. Это предопределяется тем, что конечная цель – сохранение растений – не может быть достигнута без учета их эколого-биологических особенностей (механизмы, темпы и интенсивность размножения; способы распространения и пути формирования ареалов; особенности прохождения жизненных циклов и т.д.). В результате, при разработке нормативных документов по сохранению краснокнижных растений приоритетными должны быть сведения об эколого-биологических особенностях растений, в соответствии с которыми следует формулировать такие нормативные документы. Основой для совершенствования нормативно-правовой базы должен стать детальный анализ существующих в российской и зарубежных юридических системах законодательных и подзаконных актов, а также научной и научно-практической литературы, посвященной экологическому праву. По нашему мнению, этот анализ должен вестись по следующим направлениям, которые, в свою очередь, должны включать следующие аспекты:
1. Анализ существующего в Российской Федерации природоохранного законодательства и законодательства, регулирующего природопользование:
– законодательство, регулирующее охрану растений, включая рамочный закон об охране окружающей среды;
– законодательство, регулирующее деятельность особо охраняемых природных территорий;
– законодательство, регулирующее природопользование (лесопользование, землепользование, охрана и использование недр, рекреация и т.д.);
– законодательство, регулирующее виды хозяйственной и иной деятельности, требующей освоения и/или отчуждения территорий (промышленное, гражданское, транспортное строительство, организация санаторно-курортных зон, сбор растительного сырья для медицинских и пищевых целей и др.);
2. Анализ научной и научно-практической юридической литературы в области законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, направленный на:
– выявление спектра истолкований существующих правовых норм в отношении охраны краснокнижных видов растений;
– выявление рекомендуемых с юридической точки зрения направлений совершенствования правовых норм в части сохранения краснокнижных видов растений;
– выявление наличия конкретных предложений по принятию правовых норм сохранения краснокнижных видов растений.
3. Анализ литературы по природоохранному законодательству зарубежных государств на предмет:
– выявления правовых норм сохранения краснокнижных видов растений;
– возможности использования в российском законодательстве (федерального, регионального и местного уровня) зарубежного опыта формирования и применения правовых норм.
4. Аналитический обзор причин редкости и/или угрожаемого состояния видов растений и оценка существующих в российском законодательстве правовых норм, учитывающих эти причины:
– типизация причин редкости краснокнижных видов растений, с выделением 2 типов причин: антропогенные и естественные; естественные причины, в свою очередь могут быть подразделены на подтипы: а) естественно-исторические; б) географические; в) фитоценотические (синэкологические); г) биологические (аутэкологические);
– анализ распределения краснокнижных видов растений по типам и подтипам причин их редкости и угрожаемого состояния;
– выявляемые в законодательстве нормы, касающиеся сохранения краснокнижных растений, должны быть рассмотрены на предмет эффективности предотвращения ими антропогенных причин редкости краснокнижных растений;
– выявляемые в законодательстве нормы, касающиеся сохранения краснокнижных растений, должны быть рассмотрены с позиций учета ими естественных причин редкости краснокнижных растений. Полнота учета может оцениваться для каждого (дифференцированно) из подтипов причин редкости по шкале: 1 – учитывает полностью, 2 – учитывает большей частью, 3 – учитывает только частично, 4 – не учитывает. На основе этой шкалы также может быть дана оценка интегральной полноты учета причин редкости каждым выявленным нормативным документом. В этом случае предметом оценки будет «естественный тип» причин редкости в целом. Исходя из дифференцированной и интегральной оценки, для каждого нормативного документа могут быть установлены направления его совершенствования. Кроме того, такой анализ позволит дать и оценку «обратной связи» – степени учтенности естественных причин редкости краснокнижных растений в российской законодательной базе.
Необходимо отметить, что выполнение задач по совершенствованию нормативно-правовой базы сохранения краснокнижных видов растений должно опираться на сотрудничество биологов и юристов, а это, помимо основной задачи, будет способствовать и повышению правовой грамотности специалистов, занимающихся вопросами охраны природы, а также "экологизации" специалистов юридического профиля.
Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции
Ваши коментарии Обратная связь |
[Конференции ЦСБС СО РАН] |
© 2000, Центральный сибирский ботанический сад СО РАН, Новосибирск
© 2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск