Информационная система "Конференции"



Межрегиональная научно-практическая конференция «IT-технологии и электронные ресурсы в библиотеках»

27 сентября – 1 октября 2010 г. Республика Хакасия, г. Абакан.

Тезисы докладов


Электронные ресурсы библиотек

Адаптация межбиблиотечного обслуживания к информационным технологиям

Красильникова И.Ю.

ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)

Службы межбиблиотечного абонемента и доставки документов (МБА и ДД) многих библиотек решают проблему адаптации (приспособления) инфор-мационных технологий (ИТ) к своим специфическим условиям.

Первое, без чего невозможна деятельность МБА и ДД, это – справочно-поисковый аппарат (СПА), важным элементом которого являются каталоги, отражающие библиотечные фонды. Созданные библиотеками электронные каталоги (ЭК), являющиеся основной подсистемой автоматизированной информационно-библиотечной системы (АБИС) и СПА, выставленные с 1992 г. в среду Интернета, позволили вести многоаспектный библиографический поиск документов. При этом современные ЭК крупных научных библиотек, имеющие в своем подчинении развитые библиотечные сети, отражают в ЭК все издания единого библиотечного фонда (ЕБФ). Взаимодействуя между собой на национальном и региональном уровнях, отдельные библиотеки, региональные, межрегиональные корпоративные библиотечно-информационные системы (КБИС), консорциумы и ассоциации в различных городах страны, создают машиночитаемые сводные каталоги (СвК). Это значит, что по ним можно определить конкретную библиотеку-держательницу и шифр необходимого документа. Однако приходится обращаться по адресам нескольких сайтов, что требует дополнительных затрат времени.

Анализ использования ЭК показал, что возможностей для поиска библиографического описания (БО) в различных поисковых системах библиотек России предостаточно. Однако нет таких автоматизированных систем (АС), которые бы подобно протоколу Z 39.50 выдавала бы результаты информационного поиска по многочисленным ЭК и БД за один сеанс связи. Необходимость в наличии таких АС существует, поскольку в библиотеках разных уровней ведутся постоянные разыскания требуемой читателями не только библиографической (автор, название, серия и т. п.), но и полнотекстовой информации из электронных библиотек (ЭБ) и тематических базах данных (БД), которые пользуются спросом у читателей научных и научно-образовательных учреждений. Поскольку показатели использования электронных ресурсов в настоящее время становятся неотъемлемой частью производственной работы, то сотрудникам подразделений МБА и ДД необходимо наладить их учет. Вторым значительным фактом применения ИТ в деятельности МБА и ДД является освоенная многими библиотеками технологии электронной доставки документов (ЭДД). Следует отметить, что свыше 400 иногородних абонентов (различных учреждений, организаций, предприятий) Сибири, Дальнего Востока, европейской части страны сотрудничают в этом направлении с ГПНТБ СО РАН. Многолетний опыт обслуживания иногородних пользователей и читателей ГПНТБ СО РАН показал, что ЭДД предпочитают многие из них. Проведенные опросы пользователей выявили их удовлетворенность сроками и качеством выполнения электронных копий в библиотеках РФ, а также пожелания – получать документы по электронной почте.

И третье, что повлияло положительным образом на оперативность обслуживания удаленных пользователей, эксплуатация электронной почты. Ее стали использовать в подразделениях МБА с 1994 г. для пересылки заказов в разные части страны. В дальнейшем с ее помощью ведется активная переписка по различным вопросам, возникающим в ходе обслуживания пользователей, проводится консультирование, когда даются развернутые ответы на поставленные вопросы. По цифровым показателям выполнения справок для пользователей МБА и ДД ГПНТБ СО РАН за 5 лет (2005–2009 гг.) отмечен рост общего числа выполненных справок почти на 140%, а отправленных сообщений в автоматизированном режиме – в 2 раза. Позитивным является то, что ИТ создали предпосылки для коренного из-менения традиционных подходов к процессам межбиблиотечного обслужива-ния и распространению информации. В службах МБА и ДД происходит посто-янная адаптация к ИТ всех сторон, участвующих в процессе обслуживания, т. е. наблюдается приспособительная реакция на глобальные вызовы научно-технического прогресса.

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
[ICT SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]

© 1996-2008, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2008, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
    Дата последней модификации: 06-Jul-2012 (11:49:35)