VI рабочее совещание по электронным публикациям "El-Pub2001"

25-27 апреля 2001 г., г. Новосибирск, Академгородок

Тезисы докладов


Особенности читательского поведения посетителей библиотечного сайта

Канн С.К.

Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)

Ежедневный мониторинг статистики посещений служит эффективным средством для строительства сайта и "обратной связью" для веб-мастеров. Отслеживая, что актуально у посетителей виртуальных библиотек, а что не пользуется спросом, можно в определенной мере судить и об особенностях читательского поведения. На сайте Отделения ГПНТБ СО РАН обработка статистики ведется как в автоматическом (программой AccessWatch v1.33), так и в полуавтоматическом режиме с использованием средств программирования.

Термины "читатели" и "читательское поведение" употреблены здесь в широком значении. Житель всемирной Сети не похож на традиционного библиофила | книголюба | книжника. Возможности навигации, поиска, коммуникации, копирования, сохранения и редактирования файлов сильно отличают новые библиотечные технологии от старых. Действия виртуальных читателей столь же разнообразны, как и само понятие информации. Однако развитие сайтов и не требует вникать во все мотивации. При необходимости можно организовать анкетирование посетителей. В данном сообщении ограничимся информацией, объективно присутствующей в лог-файле web-сервера.

Сайт Отделения ГПНТБ посещают внутренние и внешние пользователи, а также индексируют программы-роботы. Около 15-20% всех внешних посетителей (80-100 уникальных хостов) работают ежедневно и их можно записать в устойчивый актив электронной библиотеки.

На 10 собственных машин домена prometeus.nsc.ru приходится примерно 18% посещений. С их помощью решаются внутренние производственные задачи. Что касается внешних хостов, то в марте 2001 г. было около 8700 уникальных посетителей из 50 стран. Они сделали 46,1 тыс. доступов и перекачали 626 Mb информации (все цифры - по кодировке win; см. архив статистики).

20-25% всех доступов делают роботы, которых в разные дни насчитывается от 50 до 70 в сутки. В марте индексирование и мониторинг сайта вели роботы FastSearch (3092 доступа), Яндекса (2257), Inktomi (1112), Lycos (895), Googlebot (573) и др., включая, видимо, и робота из Новосибирского университета (land81.nsu.ru - 1523 доступа).

50-60% запросов к серверу приходится на "рядовых" читателей, которых по типу поведения можно весьма условно типологизировать на "залетных", "завсегдатаев" и "новичков". В середине марта и апреля (13-15.03 и 10-12.04.2001) проводилось тестирование Прометея и анализ доступов к серверу. Результаты обрабатывались в полуавтоматическом режиме. Работа выявила следующие особенности читательского поведения.

  1. 90% хостов - "залетные", они посещают не более 5 страниц сайта. Из этой цифры 55% интересует всего одна (!) страница, 15% делают два доступа, 10% - три, по 5% делают четыре - пять доступов. Путь этой группы читателей на сайт пролегает по ссылкам с других страниц Сети, а также через взаимодействие с поисковыми машинами и порталами. Эта закономерность вынуждает обратить особое внимание строителей на информационную и навигационную самодостаточность любой страницы.

  2. "завсегдатаи" и "новички" проводят на сайте гораздо больше времени (от 7-8 до 40-50 доступов). Первые - посещают сайт по сделанным закладкам, работают с объемными ресурсами (указателями, навигаторами) и обновлениями. Вторые - изучают сайт на предмет его полезности и делают закладки в браузерах (для MS Internet Explorer от 5-й версии и выше можно отслеживать создание этих закладок по вызову файла favicon.ico - См. Материалы конференции НТИ-2000).

  3. анализ показывает, что самыми посещаемыми являются "входы" в главные рубрики сайта, помещенные в навигационный бар. Отсюда принципиально важно рациональное структурирование сайта и всей иерархии ссылок. Среди них не должно быть ничего лишнего, а к самым "удаленным" ресурсам должны вести максимально короткие пути.

  4. при желании дополнить результаты, обратившие внимание "залетных" посетителей на библиотечный сайт, они имеют возможность перейти к поисковой системе web-сервера (Novell QuickFinder Search) и осуществить поиск по терминам. В интересах этих пользователей система поиска должна быть простой, понятной и неназойливой.

  5. посетители библиотеки разыскивают библиографическую информацию, а затем стремятся получить доступ к полному тексту источника. Электронная библиотека должна удовлетворять эту потребность, а не оставаться вспомогательным инструментом традиционных книгохранилищ и читальных залов.

  6. самыми спрашиваемыми остаются научные и учебные ресурсы по экономике, политологии, истории, философии и праву. Вместе с тем, существенную роль играет "модность" темы. При правильном "попадании" в тему и хорошей "раскрученности" сайта ресурсу обеспечен повышенный спрос в Сети.

Обращая внимание на перечисленные закономерности, нужно постараться учитывать интересы всех групп пользователей. Информация на библиотечном сайте должна отвечать их потребностям, быть емкой по содержанию и удобной для восприятия и обработки.

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



|Электронная библиотека| |Математические публикации| |Информационные ресурсы|
Ваши комментарии
А.М.Федотов
[SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]
[СО РАН]

© 2001, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск